В четыре утра на Крымском мосту

Политика
Москва, 31.03.2008
«Эксперт» №13 (602)
Мировая политическая система вошла в один из самых нестабильных и опасных периодов в своей истории. Стабилизировать ее поможет новый российско-американский проект

В последние недели появилось все больше признаков некоторого потепления российско-американских отношений. Лучшее свидетельство тому — неожиданный блиц-визит Джорджа Буша, нанесенный Владимиру Путину. Конечно, до сих пор речь, скорее, шла о смягчении риторики, о снижении градуса напряженности вокруг наиболее спорных вопросов вроде расширения НАТО или размещения позиционного района ПРО в Восточной Европе. Но постепенно уже начинают проглядывать и контуры качественно новой стратегии отношений России и США.

Причем фундаментом для такого нового партнерства станут вовсе не привычные вопросы стратегической безопасности, такие как нераспространение ядерного оружия, разоружение и борьба с терроризмом. Краеугольным камнем долгосрочного российско-американского сближения станет принципиально новый, глобальный подход к совместному менеджменту на проблемных территориях.

Новая альтернатива

В Соединенных Штатах наконец поняли, что сегодня, пожалуй, ни одну серьезную мировую проблему невозможно решить без участия России. К этому их подвигло развитие ситуации вокруг Косово после поспешного признания независимости этого края, а также острая необходимость в российской помощи для нормализации обстановки в Афганистане.

Российская же псевдоконфронтационная политика всегда преследовала именно эту цель — максимально деликатно убедить американцев в бесперспективности модели однополярного устройства. Так что, как только американцы признали очевидное, причины для острого взаимного недовольства тут же пропали.

С другой стороны, наиболее дальновидные политические круги и в России, и в США давно понимали, что главную угрозу мировой стабильности в XXI веке несут плохо управляемые территории — разнообразные failed states, различные полукриминальные по сути экстерриториальные анклавы, а также те многочисленные страны, которые плавно и почти незаметно дрейфуют в сторону потери управляемости.

Именно последняя категория стран и была недавно признана наибольшей угрозой мировой стабильности по итогам целой серии закрытых российско-американских консультаций. Дело в том, что таких стран, где идет теневой процесс деградации механизмов эффективного национального администрирования, значительно больше, чем пресловутых failed states. По целому ряду критериев в этот список незаметно деградирующих государств попадают и Пакистан с Украиной, и Филиппины с Ливией, и даже Мексика с Францией.

При этом в подобных «пороговых» странах живет гораздо больше населения, чем в очевидно развалившихся государствах. В «пороговых» странах значительно выше и потенциал социально-экономического коллапса: людям есть что терять, странам есть куда падать. А технологические возможности в этих странах довольно серьезные. И это может представлять угрозу с точки зрения как распространения ОМП и «продвинутого» терроризма, так и вспышек конвенциональных войн различной степени интенсивности в различных регионах мира.

Оттолкнувшись от констатации этой тревожащей реальности, Кремль и Белый дом договорились о первых конкретны

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (602) 31 марта 2008
    Олимпиада
    Содержание:
    Сочинцы! На коньки!

    Чтобы извлечь из Олимпиады-2014 не только политические, но и экономические дивиденды, необходимо тщательно продумать варианты использования олимпийского наследия в будущем, а также привлечь к реализации олимпийского проекта малый и средний бизнес

    Обзор почты
    Реклама