Черно-белые начинают, цветные выигрывают

Культура
Москва, 06.04.2008
«Эксперт» №14 (603)
На шестой Московской фотобиеннале можно ощутить, как уютна черно-белая Европа и непредсказуем и опасен остальной цветной мир

Фотобиеннале, которая продолжает захватывать главные выставочные залы Москвы (до самого мая фото — важнейшее из искусств), по праву может считаться одним из самых изощренных наказаний для всех пишущих о культурных событиях. Потому что у нее нет никакой специальной темы, и следовательно, все, что на ней представлено — от снимков лунной поверхности до раскрашенных фотографических открыток времен Первой мировой, — не поддается никакой разумной систематизации.

Иногда бывают события, которые сами собой претендуют на центральное положение и тем самым организуют остальной материал вокруг себя. В этот раз таким событием должен был стать юбилей всемирно известного фотоагентства Magnum. Но акценты расставились иначе. Главная коллизия нынешней фотобиеннале выстроилась вокруг противостояния цветного и черно-белого, неожиданно приобретшего геополитический характер.

Легенды и мифы

Выставка фотоагентства Magnum в центре современного искусства «Винзавод», приуроченная к шестидесятилетию агентства, как будто имеет целью доказать следующий факт: если среди основателей Magnum был великий, легендарный Картье-Брессон, это еще не означает, что все его сотрудники делают что-то великое.

«Джаз — от J до Z» Ги Ле Керрека — культурная черно-белая летопись французских гастролей ведущих джазовых музыкантов мира. Рассматривать ее приятно, но запомнить что-либо невозможно, и потому она тут же сливается со всем остальным, и надо сказать, немалым джазовым фотонаследием. «Берега» Гарри Груейра — цветные снимки побережий Мертвого, Средиземного, Северного и прочих морей — трогают не больше, чем фото для корпоративных календарей, которые обычно украшают замки Луары, холмы Тосканы, озера Финляндии и норвежские фьорды. «Берега» могли бы присоединиться к этому жанру, если бы не противное крупное зерно — часть художественного приема.

«Новую жизнь» Лиз Сарфати можно рассматривать как галочку на тему трудных подростков, которых интенсивные поиски себя вечно приводят в какой-нибудь тупик. Потому что какой же фестиваль фотографии без гримас пубертатного возраста и молодежного протеста. Они, то есть эти гримасы, несмотря на все их агрессивное безобразие, легко забываются…

Вот кого долго не забыть, так это двух других магнумовцев — Георгия Пинхасова и Алекса Уэбба.

Георгий Пинхасов считается поэтом света, он ловит отражения, блики, отсветы и цветные тени, превращая их в источник живописных эффектов. Те, в свою очередь, преображают случайные повседневные сцены (девушки курят, покупатели толкутся в гастрономе, железнодорожники отправляют поезд и т. д.), сообщая им законченность и совершенство. Хотя дело, конечно, не только в играх со светом. Формальных игр, даже самых изощренных, для настоящей фотографии мало. И у Пинхасова Елисеевский гастроном в Петербурге цепляет не только бликами, скачущими между мрачноватыми мужскими лицами. Луч света выхватывает озабоченную пенсионерку, которая непонятно чем (то ли посадкой головы, то ли поджатыми губами) напоминает английскую королеву…

Что же касается

Новости партнеров

«Эксперт»
№14 (603) 7 апреля 2008
Россия - НАТО
Содержание:
Трехсторонний компромисс

Небольшая уступка России по вопросу членства Украины и Грузии в НАТО свидетельствует о серьезном изменении баланса сил и интересов внутри западного сообщества. Но она отнюдь не гарантирует нам комфортных отношений с НАТО, США и ЕС в будущем

Обзор почты
Реклама