На расширенном заседании координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Южного федерального округа, которое прошло в Черкесске, предложено создать корпорацию, специализирующуюся на развитии Юга России. Глава Трубной металлургической компании, группы «Синара» и председатель координационного совета РСПП на Юге Дмитрий Пумпянский сказал, что корпорация должна быть образована в форме открытого акционерного общества, в котором государство в лице субъектов ЮФО владело бы контрольным пакетом. Назначение корпорации — инициирование крупных проектов на Юге России и организация канала для средств из федерального Инвестиционного фонда. Обкатать механизм привлечения частного и государственного капиталов предполагается на проекте строительства автодороги Минеральные Воды—Черкесск—Адлер. По предварительным оценкам, стоимость транспортной артерии может составить 60–70 млрд рублей, а сопутствующих проектов — около 150 млрд.
По призыву Путина
Нынешняя инициатива РСПП встраивается в деятельность союза после призыва президента Владимира Путина на сочинском инвестиционном форуме в 2006 году «присмотреться к Югу». Практической работой по привлечению внимания бизнеса к Югу занялся Дмитрий Козак, в то время полпред в ЮФО, а ныне глава Министерства регионального развития. Он заручился поддержкой начинания в РСПП, побудил Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ) заняться разработкой стратегии развития Юга России до 2020 года. Проект стратегии несколько раз обсуждался и корректировался с учетом заявляемых инвестпланов. Параллельно шла работа над федеральной целевой программой «Юг России», в которой закладывались деньги под конкретные инфраструктурные объекты, необходимые для реализации инвестиционных планов крупного бизнеса.
Однако региону по-прежнему был нужен постоянно работающий инвестиционный механизм частно-государственного партнерства, позволяющий реализовать не только крупные, но и средние проекты. С этой целью был создан закрытый паевой фонд (ЗПИФ) «Развитие Юга России». Его учредили четыре банка: Внешэкономбанк, Внешторгбанк, банк «Уралсиб» и МДМ-банк. Управляющим выступило НАПИ. Формально государство в деятельности фонда участия не принимало, председателем инвестиционной комиссии ЗПИФа стал глава РСПП Александр Шохин. Он, однако, не скрывал, что инвесторы координируют свои действия с южным полпредством. Первыми объектами для вложений фонда стали несколько небольших проектов в Астрахани.
Организаторы фонда надеялись, что, увеличив его размер до 5 млрд рублей, они смогут рассчитывать, что Инвестфонд РФ войдет в него такой же суммой. Но этот замысел не осуществился, что вполне объяснимо. Дело в том, что фонд инвестирует в сравнительно мелкие проекты, разбросанные по всему региону, и никогда не выступает в качестве главного инвестора. Для федерального центра ЗПИФ, видимо, показался ненадежным форматом — Инвестфонд интересуют крупные проекты и жесткие инвестиционные обязательства со стороны частных инвесторов. В результате и родилась идея ОАО под контролем государства. «Корпорация нужна для адекватного диалога с Министерством регионального развития РФ по поводу выделения средств из Инвестфонда, — говорит министр экономики Карачаево-Черкесии Алексей Эскиндаров. — Формат корпорации будет наиболее эффективным для курирования заявок».
Оригинальность формата в том, что подконтрольную государству корпорацию планируется создать в инвестиционной сфере. Еще одна особенность этого инструмента — учет интересов конкретных регионов и привлечение к его работе местных властей. По мнению Дмитрия Пумпянского, учредителями корпорации могли бы выступить шесть-семь субъектов ЮФО. Сейчас среди регионов-учредителей называют Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию — Аланию и Ставропольский край. Объединить эти территории в рамках корпорации, по замыслу инициаторов, должен не столько звонок из Москвы, сколько важный для их развития проект. Строительство автодороги, которая поможет сформировать так называемое «золотое туристическое кольцо Юга России», — один из них. «Дорога станет первым проектом, на котором мы отработаем новый механизм взаимодействия государства и частного капитала, — сказал Эскиндаров. — Далее корпорация займется другими крупными проектами на Юге России».
Зачем нужна дорога
Появление дороги Минеральные Воды—Черкесск—Адлер решит сразу несколько задач. Прежде всего, она свяжет города региона Кавказские Минеральные Воды и горнолыжные курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Это позволит существенно увеличить масштабы туристического бизнеса на всем Юге. Во-вторых, дорога обеспечит выход ряду республик к портам на Черноморском побережье, а следовательно, интенсифицирует развитие экономики регионов Кавказа.
В качестве третьей решаемой задачи инициаторы строительства дороги называют обеспечение стройматериалами олимпийской стройки в Сочи. Впрочем, не исключено, что этот аргумент упоминается, чтобы еще более повысить значимость проекта. В действительности же дорога вполне может и не успеть поучаствовать в строительстве олимпийских объектов.
Не забыли предприниматели упомянуть и нужды пограничников — новая трасса облегчит им доступ к границам с Грузией и Абхазией. И наконец, магистраль привлечет новые инвестиции на Северный Кавказ. Группа «Синара», которую возглавляет Дмитрий Пумпянский, связывает с этой дорогой свой проект создания в Карачаево-Черкесии горного курорта мирового класса Архыз, рассчитанного на прием 25 тыс. туристов единовременно. Инвестиционный бюджет проекта достигает 78 млрд рублей. Господин Пумпянский давно уже говорил о необходимости построить эту дорогу. Была надежда, что проект будет финансироваться по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России до 2015 года», но около двух месяцев из окончательного варианта программы он был исключен.
Ценность механизма
Идея создания корпорации уже согласована с южным полпредством и Минрегионразвития. Однако схемы создания и функционирования корпорации пока не разработаны. Очевидно, что бизнесмены заинтересованы в решении очень локальных задач. Власти субъектов — в реализации проектов на их территориях. Федеральная власть — в максимальном мультипликативном эффекте от вложений для всего Юга. Как совместить эти интересы, пока непонятно, что заставляет региональные власти некоторых северокавказских регионов проявлять осторожность в своих высказываниях. Так, руководство Карачаево-Черкесии хотя и подтверждает свою готовность выступить одним из учредителей корпорации, пока не вполне понимает, каких усилий это потребует от республики. «Небольшие материальные вложения возможны. Пока этот вопрос не проговаривался, — отмечает Алексей Эскиндаров. — Скорее всего, администрации регионов будут выступать в роли членов наблюдательного и координационного совета. Это позволит лучше учитывать интересы территорий и обеспечит большую легитимность действиям корпорации».
А в Кабардино-Балкарии, по словам президента республики Арсена Канокова, полагают, что корпорация «может улучшить координацию финансирования и реализации крупных инвестпроектов», но говорить об участии республики в качестве учредителя считают преждевременным.
Не исключено, что торможение связано не только с неопределенностью обязательств, которые придется взять на себя участникам корпорации, но и с тем, что пока речь идет только о проекте дороги. Ведь она должна пройти по территории Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Кубанские власти, например, в бой не рвутся — не их проблемы решает этот проект. Даже для граничащей со Ставропольем Кабардино-Балкарии эта дорога не столь уж значима. «Для нас приоритетно строительство автодороги Кисловодск—Джилы-Су, которая обеспечит загрузку курортов северного склона Эльбруса», — сказал Арсен Каноков.
Так что пока Корпорация развития Юга России интересна прежде всего как попытка создать новый механизм привлечения государственных и частных инвестиций. Ведь до сих пор ни одна республика Северного Кавказа не смогла добиться поддержки Инвестфонда для своих проектов. Идея попробовать сделать это вместе выглядит вполне разумной. «Организация, которая развивала бы ЮФО, необходима, — считает Илья Горев, управляющий директор ГидроОГК, руководитель дивизиона “Юг”. — Форма такой организации может обсуждаться». Инициаторы идеи корпорации уверены, что все организационные вопросы будут сняты в ближайшие недели, а к концу лета корпорация подаст заявку в Инвестфонд.
Ростов-на-Дону