Немецкая оборонка сжимает кулаки

Сергей Сумленный
6 апреля 2008, 00:00

Многолетняя позиционная борьба немецких оборонных концернов вот-вот может обернуться масштабным переделом рынка военной продукции Германии. И не только Германии

Предельного накала достигло многолетнее противостояние двух крупнейших немецких производителей военной техники — компаний Rheinmetall и Krauss–Maffei–Wegmann (KMW). Борьба двух гигантов, специализирующихся на производстве танков и бронетехники, существенно обострилась после того, как Rheinmetall в середине марта приобрела голландского производителя бронемашин Stork PWV.

Stork принадлежат 50% акций мюнхенской Artec, производящей БТР Boxer — четырехосные бронированные машины весом 25 тонн, способные развивать скорость свыше 100 км/ч. Сегодня Boxer рассматривается рядом стран НАТО — Германией, Великобританией и Голландией — как одна из наиболее перспективных моделей БТР. Одна только голландская королевская армия уже разместила в Artec заказ на производство 472 таких машин общей стоимостью 1,2 млрд евро. Бундесвер также планирует закупить в текущем году почти 300 Boxer, а в перспективе собирается полностью заменить ими свой парк БТР Fuchs производства Rheinmetall. Таким образом, приобретая голландскую Stork, Rheinmetall сохранит за собой заказы на поставки БТР бундесверу.

Не менее важно для Rheinmetall и то, что, приобретая через покупку Stork 50% акций мюнхенской Artec, Rheinmetall фактически нейтрализует миноритарный 36-процентный пакет акций Artec, принадлежащий KMW. Так что со временем покупка Stork может обеспечить Rheinmetall решающее преимущество над KMW.

Конкуренты

Сегодня компании Rheinmetall и KMW — одни из самых старых и уважаемых производителей вооружений, работающих на территории Германии. Основанные соответственно в 1889 и 1838 годах, компании исправно снабжали военной техникой и кайзеровские войска, и рейхсвер Веймарской республики, и нацистский вермахт, и натовский бундесвер, все это время жестко конкурируя за военные заказы. В последние годы между Rheinmetall и Krauss–Maffei–Wegmann установился достаточно стабильный паритет.

Rheinmetall, чей оборот в прошлом году превысил 4 млрд евро (включая гражданские моторо- и автомобилестроительные подразделения концерна), прочно удерживает за собой рынок легкой бронированной техники. Концерн производит БМП Marder, бронированные машины для воздушно-десантных частей Tokeh и Gavial, танки для воздушно-десантных частей Wiesel, бронированные машины спецназа Serval, разведывательно-дозорные машины Fuchs, а также всевозможную вспомогательную бронированную технику: тягачи, краны и т. д.

В свою очередь, KMW после десятков лет конкуренции закрепила за собой рынок тяжелой бронетехники. Именно KMW выпускает основные боевые танки бундесвера — Leopard 2 (Leopard 1, находившийся на вооружении отдельных частей бундесвера вплоть до 2003 года, также был разработан и производился KMW). Благодаря Leopard 2, ставшему визитной карточкой KMW, компания является поставщиком танков не только для бундесвера, но и для армий еще пятнадцати стран — от нейтральных Швейцарии и Швеции до Канады. Танки Leopard 2 стоят на вооружении армий даже таких экзотических стран, как Сингапур (66 единиц) и Чили (148 единиц). Помимо основных боевых танков Leopard KMW производит самоходные зенитные установки Gepard (на базе Leopard), реактивные системы залпового огня MARS, а также ряд легкобронированных БТР.

Krauss–Maffei–Wegmann еще не опубликовал данные по обороту за прошлый год, но можно исходить из того, что за 2007 года компания покажет отменный рост. Еще в 2006 году рост оборота KMW составил 64% по сравнению с 2005 годом и едва не пробил отметку 1 млрд евро. В прошедшем же году дела компании шли не хуже, и эксперты ожидают роста показателей оборота как минимум на 20–30%.

Шанс для Rheinmetall

И все же KMW явно проигрывает в масштабе Rheinmetall и со временем может быть вытеснена более крупным и агрессивным конкурентом. Слишком многое говорит о том, что сегодняшнее противостояние, центром которого оказались голландская Stork и немецкая Artec, носит принципиальный характер.

Участие в таком перспективном проекте, как замена парка БТР сразу в нескольких европейских армиях, имеет слишком большое значение для Rheinmetall, поэтому можно ожидать, что компания приложит максимум усилий, чтобы выкупить принадлежащие KMW акции Artec. Ведь, хотя KMW принадлежит лишь 36% акций Artec, в производимом Boxer ценовая составляющая элементов, покупаемых у KMW или у стопроцентных «дочек» KMW (например, у голландской Dutch Defence Vehicle Systems, DDVS), составляет более 60%.

Вероятно, покупка Stork — лишь первый шаг Rheinmetall. Второй — выкуп доли KMW в Artec, без которого приобретение Stork будет малоосмысленным. Главная же цель может состоять в том, чтобы вытеснить конкурента с рынка производства бронетранспортеров.

Дело в том, что сегодня у Rheinmetall появился отличный шанс раз и навсегда расправиться со своим многолетним конкурентом, поскольку результаты работы KMW сильно разочаровывают основного акционера этой компании — концерн Siemens. Siemens принадлежит 49% акций KMW, остальные 51% находятся во владении семьи Бодэ — наследников основателей компании KMW.

Концерн Siemens переживает не лучшие времена из-за серии коррупционных скандалов. Он последовательно избавляется как от убыточных активов вроде производства мобильных телефонов, так и от непрофильных бизнесов. Поэтому Siemens мало заинтересован в том, чтобы продолжать удерживать 49-процентный пакет акций KMW, который не дает особых возможностей в управлении компанией. Siemens уже предлагал свой пакет акций франко-германскому авиакосмическому концерну EADS, но тот отклонил предложение.

Немцы — лидеры

Теперь на европейском рынке остается единственная компания, которая действительно может быть заинтересована в приобретении доли акций KMW. И этой компанией является Rheinmetall.

Руководство Rheinmetall уже сделало держателям акций KMW недвусмысленное предложение. «Мы готовы начать переговоры о слиянии. Наши двери всегда открыты для представителей KMW», — заявил на днях председатель совета директоров Rheinmetall Клаус Эберхардт.

Создание единого концерна Rheinmetall–KMW дало бы немецким оружейникам шанс на мировое лидерство. Если сегодня по показателю оборота Rheinmetall занимает лишь четвертое место в мире среди концернов, производящих технику и вооружение для сухопутных войск, то в случае слияния с KMW — впервые после Второй мировой войны — в немецких руках окажется концерн, прочно удерживающий первое место по этому показателю. Нынешние лидеры — британская BAE Land System, американская General Dynamics и французская Thales — уступят пальму первенства немцам.

На пользу объединенному концерну Rheinmetall–KMW пойдет и тот факт, что подавляющее большинство продуктов Rheinmetall и KMW не вступают в прямую конкуренцию, а дополняют друг друга.

Создание суперконцерна зависит теперь лишь от того, способно ли руководство Rheinmetall после серьезных расходов на приобретение Stork высвободить ресурсы, достаточные для приобретения конкурента. На руку Rheinmetall играет то, что, несмотря на рост числа заказов, KMW испытывает проблемы с ликвидностью: из 80 танков Leopard 2, заказанных KMW правительством Греции, 60 до сих пор остаются неоплаченными. Общий долг греческой армии концерну составляет 350 млн евро — это 36% от прошлогоднего оборота компании. Задержки с платежами вызваны нежеланием правительства Греции раздувать дефицит бюджета, и руководство KMW уже несколько месяцев безуспешно пытается получить причитающиеся компании деньги.

Поэтому, если принадлежащие Siemens акции KMW все-таки перейдут в руки Rheinmetall, никто не может гарантировать, что кто-то из членов семьи Бодэ не поддастся на уговоры конкурентов и не продаст свой миноритарный пакет, доведя тем самым пакет Rheinmetall до контрольного. Неминуемый после этого конец почти двухвековой истории KMW станет, однако, началом новой эры для всей немецкой оборонной промышленности.

То, что сегодня немцы способны вновь стать мировыми лидерами производства вооружений, успешно доказал в конце февраля этого года Airbus, обошедший своего завзятого конкурента Boeing и получивший совместно с американским Northrop Grumman заказ на поставку американским ВВС 179 самолетов-заправщиков на общую сумму 40 млрд долларов. Победа Airbus воодушевила немцев и заставила их поверить в возможность реализации самых амбициозных планов в сфере производства оружия.

Франкфурт-на-Майне