Объявление об отставке популярного премьер-министра Ирландии Берти Ахерна стало для многих в Дублине шоком, но не неожиданностью. На протяжении нескольких месяцев ирландские СМИ печатали статьи о делах, которые он проворачивал в начале 1990-х, когда был министром финансов. С началом официального расследования коррупционного скандала в строительном секторе Дублина число публикаций только увеличилось. Хотя расследование пока не закончилось, ирландский премьер решил покинуть кабинет досрочно, всего через год после успешных для его партии Fianna Fail третьих подряд выборов.
Вслед за новостями об отставке Ахерна, занимавшего пост премьера 11 лет, на протяжении которых Ирландия росла очень быстрыми темпами, появилась информация о его преемнике. В мае новым премьером станет министр финансов из кабинета Ахерна Брайан Кауэн.
Смена главы правительства происходит в критический для ирландской экономики момент. В период с 1996-го по 2007 год ВВП в Ирландии увеличивался в среднем на 7,1%, что значительно превысило не только мировые показатели (3,2%), но и показатели быстрорастущих азиатских стран (4,3%). Лишь отдельные азиатские государства (например, Китай) росли быстрее Ирландии. Сейчас экономика резко замедляется, при этом увеличивается безработица — она поднялась до самого высокого уровня за последние восемь лет. Цены на недвижимость за 12 месяцев упали на 8,8%, строительный сектор, на который приходится 10% ВВП, сокращается очень быстрыми темпами.
Экономические неурядицы, временные или постоянные, могут вызвать серьезные последствия и для ирландской политики. Так, под вопросом оказалась жизнеспособность находящейся у власти коалиции. Fianna Fail была правящей партией практически все время с получения независимости в 1923 году, за исключением непродолжительных периодов. Развал коалиции может иметь последствия для всего ЕС. Ирландия в июне 2008 года должна провести референдум, на который будет вынесен вопрос о ратификации нового основополагающего договора о Европейском союзе (в остальных странах ратификации проводятся национальными парламентами). В июне 2001 года ирландские избиратели проголосовали против расширения ЕС на восток — процесс застопорился более чем на полтора года, пока правительство страны не убедило ирландцев проголосовать «за».
Конец эпохи
«Ирландия сегодня богаче, чем когда-либо в своей истории. За время моего правления были отмечены значительные улучшения в уровне жизни страны, как бы их ни измерять», — заявил Ахерн на прощальной пресс-конференции в Дублине. Действительно, за последние полтора десятилетия Ирландская Республика совершила серьезный прорыв. По показателю ВВП на душу населения Ирландия стала конкурировать со Швейцарией или Люксембургом, заметно обогнав ведущие экономики Европы, и прежде всего свою бывшую метрополию — Великобританию.
«Кельтское экономическое чудо» было обеспечено сочетанием целого ряда факторов — от вступления в ЕС и затем в зону евро до масштабных вложений в образование, реформой рынка труда и налоговой системы, огромными инвестициями из США. В последних немалую роль сыграли американцы ирландского происхождения (их в США ни много ни мало 60 млн человек, притом что население самой Ирландии сегодня составляет 4,1 млн) — они видели в «зеленом острове» возможность вхождения в европейские рынки через культурно близкую им среду.
«Успех Ирландии зависел также от того, насколько политический истеблишмент мог создать правильные условия для ведения бизнеса, привлекая иностранные инвестиции, и заключить долгосрочный “социальный контракт” между бизнесом и работниками. В этом во многом заслуга уходящего премьера Ахерна», — рассказал «Эксперту» Лайам Хэллиган, экономист Prosperity Capital Management.
Однако отставка Ахерна совпала с периодом явного замедления движения «кельтского тигра». По прогнозам центрального банка Ирландии, темпы роста в 2008 году снизятся до 2,5% (еще в 2007 году было 5,3%). Независимые экономисты называют более скромные цифры — около 2%.
Кроме того, Ирландия — страна, где заметно различаются валовой внутренний и национальный продукты (из-за присутствия большого количества иностранных, прежде всего американских, компаний, которые репатриируют прибыли на родину). В 2008 году ВНП Ирландии даже по официальным прогнозам вырастет не более чем на 2%. В то же время безработица достигла 5,5%, что создает не только экономические, но и социальные проблемы. Ведь с 2004 года в Ирландию прибыло около 300 тыс. восточноевропейцев (прежде всего из Польши и стран Балтии), которые воспользовались открытием ее рынка труда после вступления своих государств в ЕС.
Респектабельный офшор
Ирландия является примером успешного использования низких налогов для привлечения инвестиций. Так, 10-процентный налог на прибыль для промышленных производств был введен еще в 1981 году. Им воспользовались многие иностранные компании (в первую очередь американские и канадские), чтобы получить доступ на европейский Общий рынок, к которому Ирландия присоединилась в 1973 году. В 1994-м была проведена еще одна реформа, которая установила единый налог на прибыль для всех типов производств в размере 12,5% (речь идет о прибыли от торговли товарами и услугами, в случае получения иной прибыли налог составляет 25%). Более низкий налог для промышленности был сохранен лишь для инвесторов в свободную экономическую зону Шэннон (рядом с одноименным аэропортом), однако и эта схема была закрыта в 2005 году. Так как Ирландия первой понизила свои налоги (позже ее примеру последовали восточноевропейские страны), то и результаты она получила гораздо раньше. Масштабные иностранные инвестиции из-за рубежа стали одним из главных компонентов экономического роста «кельтского тигра» в 1990-х.
Новое правительство, несмотря на формирование бюджетного дефицита, объявило о том, что будет привержено политике низких налогов. Кауэн заявил, что налог на прибыль — одна из фундаментальных причин экономического роста страны — не будет подвергнут пересмотру.
51-й штат
По иронии судьбы особые экономические отношения с Соединенными Штатами из фактора роста сегодня превратились в фактор риска. «Ирландская экономика гораздо более уязвима по отношению к проблемам в экономике США, чем вся остальная Европа, даже Великобритания. США являются главным направлением экспорта Ирландии, прежде всего в секторе услуг, поэтому риск рецессии в Соединенных Штатах означает замедление роста и сокращение рабочих мест», — рассказал «Эксперту» Алан Барретт, старший экономист дублинского Института экономических и социальных исследований.
Расширение экспорта в США (на них сегодня приходится почти 20% экспортных поставок) на протяжении 1990-х было одним из источников экономического роста. Низкие налоги и образованное население, а также связи с ирландской общиной в США, как уже говорилось, сделали Ирландию одним из главных направлений американских инвестиций в Европе. Сегодня в этой стране действуют филиалы 620 американских компаний, в которых занято более 100 тыс. человек (5% всех трудовых ресурсов страны). В 2006 году на компании из США приходилась треть иностранных инвестиций в ирландскую экономику. И даже в 2007 году, когда в Соединенных Штатах начались ипотечный и экономический кризисы, на американские компании пришлось почти 10% инвестиций в Ирландию.
«Замедление и возможная рецессия в США ударили по экономике Ирландии. Прогнозы экономического роста на 2008–2009 годы пересматривались в сторону понижения уже трижды, как независимыми аналитиками, так и центральным банком. То, что происходит в США, имеет прямые последствия для Ирландии. Рост безработицы в Соединенных Штатах в конце марта достиг самого высокого уровня за последние три года, что подтверждает правомерность разговоров о начавшейся рецессии. Это означает, что спрос на услуги и товары из Ирландии будет довольно вялым. Кроме того, проблемы американского финансового сектора сказываются на инвестициях в Ирландию. По этой причине не стоит ждать восстановления более высоких темпов роста, пока рост не начнется в США», — считает Дэн О`Брайен, старший экономист исследовательского центра Economist Intelligence Unit.
Похмелье после бала
Замедление в экономике Ирландии происходит неравномерно — некоторые сектора страдают заметно серьезнее других. Так, хуже всего обстоят дела на рынке недвижимости, который раньше рос рекордными темпами. В предыдущие годы Ирландия пережила настоящий строительный бум, который был вызван сочетанием целого ряда благоприятных факторов. Экономический рост и растущие доходы сделали жилье более доступным, а увеличивающееся (во многом за счет миграции) население требовало улучшения жилищных условий. Период низких процентных ставок (Ирландия является членом зоны евро, где несколько лет ставка рефинансирования ЕЦБ составляла всего 1%, что значительно ниже, чем в Британии или США) сделал ипотечное кредитование доступным как для ирландцев, так и для новых мигрантов. В Дублине и других городах страны вырос лес строительных кранов — в Ирландии в секторе строительства занято 13% всех трудовых ресурсов, которые производят десятую часть национального дохода.
Результатом скачка цен, подстегнутого строительным бумом, стало образование пузыря на рынке недвижимости. Как только экономика стала замедляться, это сразу сказалось на ценах. «Со времени пиковых значений в 2006 году цены на недвижимость в Ирландии потеряли уже 15 процентов. И будут терять еще, поскольку даже сегодня они переоценены, по разным оценкам, на 20–30 процентов», — рассказал «Эксперту» Ронни О`Тул, старший экономист National Irish Bank.
Увеличение безработицы и замедление экономического роста приводит к тому, что ирландцы уже не могут позволить себе улучшение жилищных условий. А относительно высокие процентные ставки (ЕЦБ держит их, в то время как ФРС продолжает снижать) в сочетании с более жесткими правилами кредитования, которыми вынуждены теперь пользоваться банки, означают снижение спроса. В 2008 году цены на недвижимость в Ирландии могут упасть еще на 10%.
Результатом становится резкое сокращение сектора — массовые увольнения здесь последовали еще в конце прошлого года. Замедление или спад начались не только в строительстве, но и в связанных с недвижимостью отраслях — от торговли товарами для дома до обслуживания сектора. В феврале о банкротстве объявило более 15 агентств недвижимости в Дублине.
Евроусталость
Правительству Брайана Кауэна сразу придется заняться решением экономических проблем. Если Берти Ахерн стал премьером в 1997 году, в разгар экономического роста, который не требовал серьезного затягивания поясов, то новым властям придется идти на непопулярные меры. У правительства нет возможности влиять на рынок недвижимости путем изменения процентных ставок (в зоне евро это прерогатива ЕЦБ, который исходит прежде всего из интересов ключевых экономик, таких как Франция или Германия, а не небольших периферийных). В то же время у правительства нет даже возможности компенсировать замедление экономики ростом государственных инвестиций и расходов. Так, если в 2006 году бюджет Ирландии был закрыт с профицитом в 2,9%, то в этом году прогнозируется дефицит в 1,2%.
Тем не менее несмотря на проблемы правительство Кауэна собирается сохранить инвестиции в ключевые сектора. Например, планируется расширить инвестиции в улучшение транспортной инфрастуктуры (прежде всего в автомобильные дороги в Дублине и окрестностях, известных своими пробками), в телекоммуникационные сети и систему здравоохранения. Кроме того, Кауэн заявил, что сохранит ставку налога на прибыль на нынешнем уровне 12,5%, что в два раза ниже среднего по ЕС. По мнению ирландского правительства, низкие налоги позволят продолжать привлекать инвестиции из США, даже в условиях начавшейся там рецессии, ведь американские компании будут пытаться сократить свои расходы.
Поэтому у Ирландии есть возможность пережить сложный период без особых потерь. «Хотя экономика замедляется, я не вижу причин для рецессии. Финансовый сектор Ирландии практически не участвовал в субстандартном ипотечном кредитовании, и ирландцы не занимали так много, как это делали американцы или британцы. Норма сбережений в Ирландии оставалась достаточно высокой. Это поможет стране пройти через замедление с меньшими темпами роста, но без рецессии, как это происходит в США», — полагает Лайам Хэллиган.
С другой стороны, ирландские экономические проблемы могут иметь последствия для Европы. В Дублине раздается все больше голосов, утверждающих, что стране нужно выйти из зоны евро. Еще несколько лет назад эта идея представлялась абсурдной, однако сейчас членство в зоне евро оказывается невыгодным. И не только по причине высоких процентных ставок, но и потому, что дорогой евро ударяет по экспорту на американский и британский рынки. В Дублине все больше опасаются, что разочарование в евро и в Европе может стать решающим фактором на июньском референдуме.
Лондон