Пожар национализации сбит, но не потушен

Русский бизнес
Москва, 14.04.2008
«Эксперт» №15 (604)
Контроль над крупнейшим российским производителем грузовиков — компанией КамАЗ — переходит в частные руки. Скорее всего, ненадолго

На прошлой неделе стало известно, что структуры группы «Тройка Диалог» договорились выкупить у правительства Татарстана 37,8% акций компании «КамАЗ-Капитал», владеющей пакетом в 33,2% бумаг автогиганта (см. график). Сумма сделки составит 300–350 млн долларов. В результате фактическая доля «Тройки» в КамАЗе увеличивается примерно на 12,5%, до 54% акций завода. Правда, если учесть, что у главы КамАЗа Сергея Когогина есть опцион на выкуп бумаг у «Тройки», понятно, что инвестбанкиры останутся лишь портфельными инвесторами со значительным, но не контрольным пакетом. Зато теперь можно уверенно сказать, что хозяевами контрольного пакета крупнейшего российского завода по производству грузовиков становятся частные структуры. За 18 лет существования акционерного общества КамАЗ такое случилось впервые.

Огонь спишет все

КамАЗ был акционирован в июне 1990 года по решению правительства СССР: 38% акций отошли в союзную собственность, 13% — в собственность Татарстана, остальные в ходе приватизации оказались на открытом рынке.

В июле 1993 года пожар уничтожил камазовский завод двигателей. Как назло, это случилось, когда спрос на грузовики упал до минимума. В итоге КамАЗ оказался не в состоянии обслуживать кредиты и долги на общую сумму под миллиард долларов и стал искать возможности их погашения. Было принято решение долговые обязательства перед кредиторами — Внешторгбанком (ныне ВТБ), Европейским банком реконструкции и развития, государством — обменять на доли в капитале КамАЗа. В результате долгой и сложной реструктуризации долгов к 2000 году у российского правительства оказалось 35,8% акций завода, а у правительства Татарстана — 14%. С учетом аффилированных структур (Внешторгбанк, Сбербанк и т. д.) суммарная доля госструктур в акционерном капитале КамАЗа достигла 70%.

Весной 2005 года начался передел собственности: в мае из состава акционеров КамАЗа вышел ЕБРР, а в ноябре ВТБ избавился от пакета в 17,17% акций предприятия. К началу 2006 года банк продал все принадлежащие ему акции. Говорили, что основным покупателем стала инвесткомпания «Тройка Диалог». Ходили слухи, что «Тройка» действует в интересах «Рособоронэкспорта».

Тем временем правительство Татарстана успевает внести свою долю в КамАЗе в устав компании «КамАЗ-Капитал», следом доли в КамАЗе в качестве вклада в уставный фонд вносят Финансово-лизинговая компания «КамАЗ» (дочерняя структура автозавода) и ряд офшорных компаний (Streight Invest Ltd и Starringway Enterprises Ltd). Похоже, новая структура была создана специально для того, чтобы не дать камазовским акциям «татарского» происхождения разлететься по миру.

Вскоре выяснилось, что контрольным пакетом «КамАЗ-Капитала» владеет «Тройка Диалог». Последняя активно скупала акции КамАЗа на открытом рынке и довела пакет до 21%. Таким образом, «Тройка» фактически стала управлять 33+21=54% акций автогиганта. Однако в «КамАЗ-Капитале» помимо «Тройки» оставался крупный акционер, который мог блокировать деятельность этой структуры. После выкупа доли правительства

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №15 (604) 14 апреля 2008
    Мировые валюты
    Содержание:
    Спасательный круг не понадобится

    Несмотря на нынешнюю слабость, доллар США в обозримой перспективе останется доминирующей валютой для международных резервов и суверенных фондов. Снижение его курса к евро может прекратиться уже через несколько месяцев

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама