Неудовольствие польского президента вызвало то, что члены альянса не стали предоставлять План действий по членству в НАТО (ПДЧ) Грузии и Украине. Главные противники этой идеи, Париж и Берлин, вполне резонно утверждали, что эти страны не соответствуют стандартам альянса. На территории Грузии есть внутренние конфликты (Абхазия и Южная Осетия), а половина населения Украины против вступления страны в НАТО.
Однако Лех Качиньский видел во всем руку Москвы. «Только те, кто совсем не разбирается в политике, могут подумать, что отказ в ПДЧ, которые получили Грузия и Украина, не связан с давлением со стороны России», — заявил польский лидер. Движимый праведным гневом, Качиньский пригрозил продолжить блокирование переговоров по заключению нового торгового договора между ЕС и Россией. «Для начала я бы хотел знать, как разрешится вопрос о ПДЧ для Украины и Грузии», — сказал он. Это был, несомненно, реверанс в сторону Украины, которую Польша рассматривает как часть своей исторической сферы влияния. Тбилиси также был в восторге от заявления польского лидера. Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе назвал решение Польши «достойным ответом достойного государства».
Но у лидеров старой Европы, уже уставших от русофобской внешней политики братьев Качиньских, другое мнение. Против позиции президента выступил и оппозиционный ему премьер-министр Дональд Туск, который проводит курс на улучшение отношений с Москвой. Поскольку Польша — парламентская республика, позиция главы правительства является определяющей. В итоге, не выдержав массированного давления, польский президент заявил, что его «неправильно поняли».
Официальный представитель Еврокомиссии Амадеу Алтафай Тардио утверждает, что Польша снимет свое вето в течение нескольких недель. «ЕС принципиально не смешивает европейские дела с проблемами расширения НАТО, которые должны решаться исключительно в рамках альянса», — отметил он.