Еще один Линдгрен

Книги
Москва, 21.04.2008
«Эксперт» №16 (605)
История о том, как маленький человек может стать большим, встретив «Мадонну с кинжалом»

C первой минуты сердце подпрыгивает от радости. Так бывает, когда, встретив незнакомого человека, понимаешь, что очень ждал встречи и предчувствовал ее уже давно. Каждое слово, интонация, мелочи и детали его безыскусственного рассказа доходят до самого сердца. Рассказывает ли он о выпасе коров в заброшенных яблочных садах или о профессиональной деятельности своего дедушки, внутри тебя все поет, и ты улыбаешься как дурак. Такое выпадает нечасто, и никогда не знаешь наперед, будет ли у тебя что-то подобное, поэтому встречи эти — одновременно долгожданны и внезапны.

Так и Торгни Линдгрена я увидела совершенно случайно, ближе к ночи, по каналу «Культура» с месяц назад. С экрана прямо на меня смотрел спокойный лысоватый человек с курчавой седой бородой, очень напоминающий старого шведского шкипера — только трубки не хватало. Он не торопясь рассказывал о некоторых эпизодах своей жизни, а также о своем понимании творчества и старости. Темы — заурядные не только для человека пишущего, но и для простого смертного, умеющего связывать слова в предложения. Но все субъективности, что он говорил, оказывались таким плотным сгустком абсолютной истины, что мурашки пробегали по спине. Это было в точности то, что ты давно пытался ухватить и объяснить, но никак не мог.

На следующее утро я отправилась прочесывать книжные магазины в поисках его произведений. Оказалось, что все не так просто. У этого известного на родине писателя на русском языке вышли всего две книги. Более раннюю, «Вирсавию», найти не удалось, зато в «Москве» обнаружился последний экземпляр «Похвалы правде». По дороге домой меня мучил страх. Я боялась возможного разочарования, ведь часто случается так, что кому-то говорить удается хорошо, а писать хорошие книги — нет.

К счастью, страхи были напрасными. «Похвала» оказалась химически сложным и искусно ограненным романом, после пары страниц которого становится ясно, что имеешь дело с настоящей литературой. Читался он при этом запойно — за полночи.

Эта книга, как и всякая хорошая литература, так многозначна, что непросто определить ее основную тему.

Пожалуй, это рассказ о преображении человека. В первую очередь самого главного героя Теодора Марклунда, который не отличается особыми талантами и живет в провинциальном шведском городе. Он беден и содержит маленькую багетную мастерскую, доставшуюся ему по наследству. В качестве хобби он приторговывает посредственными картинками, которые берет на продажу у посредственных художников. Из всех человеческих странностей у него обнаруживаются три: он собирает книги по искусству; почти наизусть знает шеститомник Шопенгауэра, тоже доставшийся ему по наследству; и больше всего на свете любит маленькую соседскую девочку Паулу, для которой был кем-то вроде няньки.

Радикальные перемены наступают после того, как на одном из третьесортных аукционов, куда Марклунд обычно ходит покупать старые книги по искусству, он видит ее — «Мадонну с кинжалом». В этот момент его до того как будто спящее сознание просыпается и начинает себ

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (605) 21 апреля 2008
    Продовольственный кризис
    Содержание:
    Кто накормит планету

    Впервые за многие годы в самых разных странах мира население оказалось на грани голода. Чтобы преодолеть кризис, мировое сельское хозяйство будет вынуждено перестроиться. Россия имеет хорошую возможность занять в этой новой системе одно из ключевых мест

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама