Не признаем, но торгуем

21 апреля 2008, 00:00

Россия определилась в отношении Абхазии и Южной Осетии

Владимир Путин дал поручения правительству по поводу отношений России с непризнанными Абхазией и Южной Осетией. 16 апреля сообщение об этом появилось на официальном сайте МИДа. В частности, будет признана правосубъектность юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством обеих республик, и юридическая сила документов, выданных их органами власти. Это означает, что сделки с юрлицами из двух республик станут законными с точки зрения российского законодательства.

Глава грузинского МИДа Давид Бакрадзе расценил этот шаг России как «попытку легализации аннексии двух регионов Грузии», а президент Михаил Саакашвили потребовал от российских властей «пересмотреть решения, нарушающие территориальную целостность Грузии». О своей озабоченности заявили НАТО, Евросоюз и США.

Впрочем, за резкими словами не последовало резких действий. В частности, Грузия не потребовала прекращения миротворческой операции в Абхазии, что предполагало бы автоматический вывод российских миротворцев из зоны конфликта.

Похоже, мягкая по сути реакция Тбилиси объясняется тем, что российский президент в своем поручении избежал решений, которые можно было бы истолковать как нарушение международного права со стороны России. Законодательство Абхазии и Южной Осетии «рассматривается в качестве личного закона» тех юридических лиц, которые зарегистрированы в республиках. В переводе с дипломатического на русский: мы не знаем государство, установившее эти законы, но исходим из того, что вы их соблюдаете.

Кроме того, на прошлой неделе продолжилась отмена санкций против Грузии. Сначала было объявлено о возобновлении почтового сообщения, потом президент дал правительству еще одно поручение — снять ограничения по выдаче виз грузинским гражданам, начать консультации по доступу грузинских товаров на российский рынок и ускорить восстановление пограничного перехода Верхний Ларс на российско-грузинской границе. Единственный сухопутный погранпереход между двумя странами, находящийся под контролем грузинской таможни, был закрыт на ремонт еще в июле 2006 года.