В понедельник 14 апреля около 14.30 на автодороге «Кавказ» неподалеку от Аргуна не поделили дорогу кортежи Рамзана Кадырова и Бадрудина Ямадаева, младшего брата командира батальона «Восток» (спецназ Главного разведывательного управления при Генштабе) Сулима Ямадаева. Словесная перепалка охранников закончилась стрельбой из автоматов в воздух. Затем из машин вышли сами Кадыров и Ямадаев. После их недолгого разговора кортежи разъехались.
Противостояние началось еще раньше. Незадолго до понедельничных событий произошла автомобильная авария, в которой погибли двое подчиненных Сулима Ямадаева. Ямадаевские бойцы обвинили в автокатастрофе людей Кадырова. Обстановка в республике начала накаляться. Последовало несколько стычек между кадыровцами и ямадаевцами (данных о погибших и пострадавших нет). Рамзан Кадыров в ультимативной форме потребовал, чтобы батальон «Восток» разоружился. По информации чеченского источника, 14 апреля Кадыров направлялся принимать капитуляцию ямадаевцев. Однако те вовсе не собирались сдаваться. По некоторым сведениям, инцидент между Кадыровым и Бадрудином Ямадаевым возник именно потому, что бойцы батальона «Восток» во главе с Ямадаевым-младшим перекрыли дорогу, мешая движению президентского кортежа.
Жители Гудермеса, в котором базируется батальон, очень быстро осознали серьезность ситуации. В Чечне говорят, что уже в первые часы после случившегося на трассе «Кавказ» они начали покидать город, отправляясь в окрестные села к родственникам. Эту информацию подтвердил один из жителей Грозного: «У меня в доме ночевало несколько человек из Гудермеса, боялись, что начнется стрельба». Их опасения оказались не беспочвенными.
Уже во вторник представители силовых структур, подконтрольных Рамзану Кадырову, оцепили дом семьи Ямадаевых в Гудермесе и едва не начали штурм базы батальона «Восток». По факту стычки на дороге следственный комитет Чечни возбудил уголовное дело по ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» (имея в виду, очевидно, стрельбу в воздух). В рамках этого уголовного дела прошли обыски в доме Ямадаевых, в ходе которых якобы были изъяты незаконно хранящиеся боеприпасы и оружие. Операцией руководил один из близких друзей Рамзана Кадырова, начальник чеченского УБОПа Апти Алаудинов.
С обеих сторон последовали резкие обвинения. Рамзан Кадыров в прямом эфире республиканского телевидения обвинил командира батальона «Восток» в совершении многих преступлений. «Братья Ямадаевы причастны к целому ряду тяжких преступлений, в том числе к убийствам, похищениям», — заявил президент Чечни. Его поддержали обе палаты местного парламента. В среду они потребовали от Министерства обороны РФ отправить командира батальона «Восток» в отставку.
Это далеко не первое столкновение Кадырова с нелояльными ему силовиками. В конце марта прошлого года чеченский президент поссорился с республиканским управлением ФСБ. Тогда во время совместного посещения вновь отстроенного фээсбэшного здания Рамзаном Кадыровым и руководителем Счетной палаты Сергеем Степашиным вооруженную охрану чеченского лидера не пустили вовнутрь. После этого здание окружили верные Кадырову чеченские бойцы, а фээсбэшники заняли круговую оборону. Конфликт разрешился только после звонка высокопоставленного чиновника из Москвы.
Похожая схема действий была использована и еще раньше — при ликвидации близкой к ФСБ группы «Горец» в конце 2006 года. «Горцем» руководил Мовлади Байсаров. В момент проведения операции он находился в Москве. Расположение подразделения блокировали кадыровцы. После того как Байсаров был убит людьми Кадырова в Москве при задержании, члены отряда сдались на милость чеченского лидера. Московские чиновники не стали защищать Байсарова — отряд пользовался дурной славой, и его расформирование не встретило возражений со стороны Кремля.
По-видимому, последнее слово и в нынешнем споре останется за кремлевскими чиновниками. Однако выбор, который им предстоит сделать, очень непрост. В Чечне осталась только одна неподконтрольная Кадырову группировка, обладающая собственным силовым ресурсом. Это Ямадаевы с батальоном «Восток». Командир батальона «Запад» Саид-Магомед Какиев не подчиняется президенту Чечни, но большого политического веса не имеет. Сдать Ямадаевых Кадырову для Москвы означало бы отказаться от возможности когда-либо в обозримом будущем создать в Чечне систему сдержек и противовесов власти президента республики. А власть эта почти абсолютна. Кроме того, Ямадаев формально подчиняется Министерству обороны, и вряд ли разумно было бы позволять Рамзану Кадырову вмешиваться в дела этого ведомства. Но с другой стороны, Кадыров уже почти «дожал» Ямадаевых. В частности, он оттеснил их и от руководства в региональном отделении «Единой России», и от формирования региональной части списка ЕР на последних думских выборах.