Выбирай акции, как микроволновку

Кирилл Кириченко
21 апреля 2008, 00:00

В своей книге Питер Линч, которого The Wall Street Journal назвала одним из самых выдающихся инвесторов в мире, дает советы начинающим игрокам на фондовом рынке. В оригинале направленность этих советов подчеркивается подзаголовком «Как использовать то, что вы уже знаете, чтобы начать делать деньги на рынке». К сожалению, в русском переводе эта фраза заменена ничего не говорящей формулировкой «стратегия и тактика индивидуального инвестора». Между тем авторский вариант отражает основу подхода, которого Питер Линч рекомендует придерживаться при выборе объектов для вложений. (Кстати, столь же трудно понять логику переводчика, когда он транскрибирует славную фамилию соавтора Линча Ротшильда как «Ротчайлд».)

Автор искренне недоумевает, почему люди, прекрасно зная, что к крупным покупкам следует подходить ответственно — например, тщательно изучив, не заражен ли выставленный на продажу по подозрительно низкой цене дом термитами, — меняются, как только речь заходит об акциях. Питер Линч замечает: «В действительности на поиск подходящей микроволновки тратится больше времени, чем на выбор хороших возможностей инвестирования». Однако если средний человек вернется к своему обыкновению подходить к сделкам с позиций экономического прагматизма, то в игре на бирже он может дать сто очков крутым профессионалам с Уолл-стрит. Скажем, люди, не понаслышке знакомые с какой-либо отраслью, способны увидеть ее перспективы с большей ясностью, чем аналитик с финансовым образованием.

Впрочем, Линч не отрицает, что в профессии инвестора есть особые хитрости, и откровенно делится ими с читателями. Правда, не все эти хитрости можно применить в российских условиях. Трудно представить отечественного акционера, который смог бы воспользоваться рекомендованным автором методом изучения компании для инвестирования — напроситься на экскурсию по ней.