Кабинет стратегической задумчивости

Тема недели
Москва, 05.05.2008
«Эксперт» №18 (607)
Владимиру Путину будет удобно работать с новым правительством. Но для того, чтобы с ним было удобно работать и стране, пока сделано мало

Два месяца между президентскими выборами и вступлением в должность нового президента истекли. За это время прозвучало немало прогнозов относительно грядущего масштабного перераспределения властных полномочий в пользу премьера и о радикальных переменах в устройстве самого правительства. Речь шла о включении губернаторов в премьерскую вертикаль вместо президентской, о сворачивании административной реформы. Понятно, что март и апрель были самым удобным временем для таких преобразований. Будущий глава правительства Владимир Путин сохранял в своих руках всю полноту президентских полномочий — в частности, право подписывать законы — и мог совершенно свободно кроить контуры кабинета в собственных интересах.

Тем не менее ничего радикального не произошло. Подписан только президентский указ, устанавливающий порядок отчетности губернаторов (теперь они будут отчитываться не перед президентом, а перед правительством), и в Госдуму внесен законопроект, освобождающий кабинет от необходимости решать заведомо мелкие вопросы. Он передает часть полномочий правительства министерствам, федеральным агентствам и службам.

Это означает, что стратегия на выстраивание двух центров силы — президентского и премьерского — пока не подвергается сомнению. Но в то же время еще нет оснований думать, что правительство под непосредственным руководством Путина станет более динамичным и эффективным. К тому же Кремль все еще поглощен созданием технологий властвования, но не ответом на вопрос, на какой именно политический курс будут ориентированы эти технологии.

Еще года четыре назад страна жаждала стабильности и готова была платить за это предъявленную властью цену, но сегодня страна ушла вперед и ждет уже развития. Политические институты ответить на этот запрос пока не готовы

Тайна без интриги

В законопроекте о полномочиях правительства есть некоторая доля тайны, но интрига практически отсутствует. Готовился он без участия правительственной комиссии по административной реформе. По всей видимости, аппарат правительства и министерства также не привлекались к его разработке, по крайней мере официально. Но дело здесь не в том, что в документ заложены какие-то законодательные мины, а просто в желании разработать его побыстрее. Владимир Путин объявил о своем решении стать премьером в декабре, к маю законопроект должен был быть готов, а между тем функций у правительства без малого три тысячи, все их надо было проанализировать и исключить лишние. «Если бы процедура согласований была начата сейчас, она бы закончилась к следующим президентским выборам, — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Так зачем она нужна? Все равно это те функции, от которых сам будущий премьер готов избавиться».

Избавиться, на самом деле, давно было пора. По действующим законам правительство, например, устанавливает порядок бесплатного посещения музеев, составляет перечень предприятий с опасными условиями труда, устанавливает правила перевозки пассажиров и грузов «для домашни

У партнеров

    «Эксперт»
    №18 (607) 5 мая 2008
    Новое правительство
    Содержание:
    Кабинет стратегической задумчивости

    Владимиру Путину будет удобно работать с новым правительством. Но для того, чтобы с ним было удобно работать и стране, пока сделано мало

    Обзор почты
    Общество
    На улице Правды
    Реклама