Безумная гонка

Алексей Янин
12 мая 2008, 00:00

Резкое обострение борьбы страховых компаний за внимание потенциальных инвесторов обернулось стремлением захватить как можно большую долю рынка любой ценой. Подобные действия подрывают надежность не только отдельных игроков, но и рынка в целом, усиливая общее состояние нестабильности и облегчая скупку российских страховщиков иностранцами

Прошедший год показал стремительное ускорение темпов развития российского страхового рынка и происходящих на нем изменений. Первый этап — зарождение рынка — продолжался около 14 лет (до 2003 года) и характеризовался перманентной схемно-сервисной спячкой российских страховщиков. Второй этап — стадия внутренней трансформации — был ознаменован стремительным отказом большинства игроков от схемной деятельности и модернизацией российской страховой отрасли. Эту стадию отечественный рынок преодолел всего за три года — с 2003-го по 2006 год. В 2007-м происходило лишь остаточное очищение российского страхования от налогооптимизирующих операций — основная масса их была свернута ранее. Согласно результатам ежегодного исследования «Эксперт РА», объем реального, то есть очищенного от псевдостраховых операций, российского страхового рынка (без учета ОМС) по итогам 2007 года составил 437 млрд рублей, это на 105 млрд рублей (31,8%) больше, чем в 2006 году. На долю схемных операций в целом по рынку пришлось 10% взносов (в 2006 году — 18,2%). Доля псевдострахования в совокупных взносах снизилась до значений, характерных для высокоразвитых страховых рынков, и в ближайшем будущем существенных изменений соотношения объемов классического страхования и схемных операций не произойдет. Вопрос «схемности» российского страхования окончательно остался в прошлом.

В 2007 году российское страхование вступило в период экстенсивного роста и передела рынка — период, характеризующийся наиболее стремительными и масштабными изменениями, высокой степенью неопределенности и нестабильности рыночной среды. Этот этап продолжается и в году текущем. Без преувеличения, именно сейчас определяется будущее большинства российских страховых компаний, да и страхового рынка России в целом — это ключевой этап развития отечественного страхования.

Убытки растут

Предпосылки высокой нестабильности рыночной среды были заложены действиями страховщиков еще в 2006 году. Как показало исследование ключевых показателей (бенчмарков) российского страхового рынка, выполненное «Эксперт РА», значение усредненного уровня комбинированной убыточности-нетто (с учетом расходов на ведение дела) в 2006 году в целом по рынку составляло 92,8%, по крупнейшим универсальным страховщикам — 104,46%, в 2007 году — 93,8 и 101,1% соответственно. По группе ведущих страховых компаний средний уровень убыточности по-прежнему превышает сто процентов, то есть основная (страховая) деятельность уже второй год подряд приносит большей части лидеров рынка убытки.

Основные факторы роста убыточности, конечно же, демпинг и запредельные комиссии страховым посредникам. Наиболее ярко это проявляется в снижении уровня страховых тарифов в добровольном рисковом страховании, прежде всего в страховании каско автомобилей. Практически все страховщики пытаются наращивать объемы ценой демпинга и, как следствие, имеют большие убытки. Ведущие игроки рынка уже перестали это скрывать.

Растут и расходы по заключению страховых договоров. Бурный рост потребительского кредитования в последние два года привел к резкому возрастанию роли не страховых посредников как каналов продаж страховых услуг. Размер комиссионного вознаграждения, уплачиваемого страховщиками при использовании этих каналов продаж, растет и достигает в ряде случаев 30–35% и более. Страховщики интенсивно ищут более дешевые каналы продаж, активно развивая различные формы прямого страхования, включая интернет-продажи, однако объем страховой премии, получаемой с их помощью, по-прежнему невелик. Фактически на рынке розничного страхования сложилась ситуация, в которой условия страховым компаниям диктуют посредники.

Растет убыточность и из-за естественных причин — стремительного роста цен на ремонт автомобилей в условиях крайнего дефицита авторемонтных мастерских, постоянного (по несколько раз в год) повышения стоимости медицинских услуг при отсутствии существенных улучшений их качества.

На рынке страхования юридических лиц, где ценовая конкуренция между страховщиками проявляется особенно остро, также идет активный передел. По словам заместителя генерального директора «ВТБ Страхование» Эдгара Плескановского, «снижение тарифных ставок по прямому страхованию в условиях относительно мягкого перестраховочного рынка пока не привело к серьезным проблемам при перестраховании отдельных категорий рисков. Но при неизбежной смене фаз цикла российские страховщики могут столкнуться с проблемами при размещении рисков в факультативное перестрахование и с ростом цен на облигаторную перестраховочную защиту, что еще больше снизит рентабельность страховой деятельности».

Не последнюю роль в снижении рентабельности страхования играет и рост стоимости сопровождения страховых договоров. Как показало исследование «Эксперт РА», в 2007 году усредненная доля расходов на ведение дела во взносах-нетто по всем российским страховщикам составила 36,3%, по группе универсальных компаний — лидеров рынка — 37,9%. По мере роста розничного страхования страховой бизнес становится все более технологичным. Возникает необходимость внедрения и использования все более сложных и дорогостоящих информационных систем и CRM-решений. Постоянно увеличиваются объем и стоимость консалтинговых услуг, требующихся страховщикам. Фундаментальной проблемой страховой отрасли по-прежнему остается и рост оплаты труда сотрудников в условиях крайнего дефицита страховых специалистов не только высокого, но и среднего уровня квалификации.

Бесконечная сага

Фактический отказ государства рассмотреть в текущем году вопрос о повышении тарифов на ОСАГО еще более подрывает устойчивость российского страхового рынка и усиливает состояние неопределенности рыночной среды. Вид страхования, ставший катализатором развития отечественной страховой розницы, окончательно превратился в головную боль для страховщиков. Уже сейчас убыточность ОСАГО находится на критическом уровне, составляя в целом по рынку около 90%, а в отдельных городах и населенных пунктах с тарифным коэффициентом 0,5 — уже превысив 100%. Введение «Европейского протокола» и системы прямого урегулирования убытков без адекватного увеличения тарифов неминуемо приведет к тому, что в 2009 году убыточность ОСАГО в целом по рынку превысит 120%, что вызовет коллапс рынка ОСАГО.

Комментирует специалист аналитического отдела ОСАО «Ингосстрах» Екатерина Круковская: «В результате нововведений можно ожидать увеличения числа небольших выплат, увеличения количества случаев мошенничества и, как следствие, продолжение роста убыточности. Многие компании выплачивают более высокие комиссионные, чем это дозволено нормативами ОСАГО (иногда они достигают 45%). В итоге в 2008 году можно ожидать, что рынок ОСАГО покинут еще 10–15 компаний, обанкротившихся от проведения операций на данном сегменте».

Постоянно растущий уровень убыточности обязательной автогражданки заставляет некоторых страховщиков сворачивать операции в самых неблагополучных с точки зрения убыточности регионах или вообще уходить из этого бизнеса. По словам заместителя генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, «тревожит рост убыточности в ОСАГО, в связи с чем с рынка могут уйти многие региональные страховые компании, которые не сумеют справиться с ростом выплат».

Очевидно, что рано или поздно тарифы будут повышены, но непонятно, когда это произойдет и кто из страховщиков доживет до этого момента. Неопределенность в решении вопроса о повышении тарифов по ОСАГО еще более усиливает нестабильность рыночной среды и подталкивает многих владельцев страховых компаний к продаже страхового бизнеса.

Они уже здесь

Бурный рост российской экономики и качественные изменения структуры потребительского спроса домохозяйств окончательно убедили ведущих игроков мирового финансового рынка в перспективности инвестиций в российский страховой сектор. Период наблюдения за развитием российского страхования со стороны крупнейших зарубежных страховщиков завершился.

Российский рынок стал приоритетен как для компаний, развивающих свое присутствие на крупнейших развивающихся рынках, так и для европейских страховщиков, осваивающих географически и ментально близкие им страны «Новой Европы» — российский страховой рынок является крупнейшим во всем регионе Центральной и Восточной Европы.

Как рассказал «Эксперту» руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец, «доля иностранных страховщиков в совокупном капитале российских компаний в 2007 году увеличилась в два раза и достигла девяти процентов, или 15,4 млрд рублей. Всего на российском рынке работают 78 страховщиков с участием иностранного капитала. Сегодня российский страховой рынок по своим параметрам все больше приближается к рынкам стран Центральной и Восточной Европы, поэтому интерес к нему со стороны крупных международных компаний будет расти».

По мнению генерального директора Русской страховой компании Геннадия Смирнова, «в 2008 году процессы слияний и поглощений будут продолжены. В 2009 году доля иностранного капитала на российском страховом рынке может достичь 25 процентов и даже превысить их».

В настоящее время большое число потенциальных инвесторов проявляют интерес к созданию с нуля или покупке уже работающей на российском страховом рынке компании. Прошедший год был отмечен целой серией громких покупок российских страховщиков западными компаниями. В 2007 году произошло несколько крупных сделок по продаже пакетов акций страховых компаний стратегическим инвесторам: увеличение доли в РОСНО немецким Allianz до 97% (куплено 49,2% акций за 750 млн долларов с мультипликатором 2,1), покупка «РЕСО-Гарантии» компанией AXA (куплено 36,7% акций за 810 млн евро с мультипликатором 2,4 с опционом на выкуп оставшейся доли в 2010-м и 2011 году), покупка компании НАСТА группой Zurich Financial Services Group (приобретено 66% акций за 260 млн долларов с мультипликатором 1,6 с опционом на выкуп оставшейся доли в 2010 году). Судя по всему, многие крупные зарубежные страховщики выбрали агрессивную стратегию увеличения своей доли на российском страховом рынке. Аналогичные сделки будут происходить и в текущем году.

Тем не менее присутствие иностранного инвестора в капитале страховой компании вовсе не гарантирует успех в конкурентной борьбе. По мнению начальника аналитического отдела «КапиталЪ Страхование» Андрея Бондаренко, «трансформация приобретаемых компаний в операторов рынка, соответствующих стандартам ведущих экономических держав, сопряжена с большими финансовыми затратами, болезненными реформами внутри самих компаний. Насколько финансово целесообразно в этой ситуации вложение иностранного капитала в уже работающих операторов рынка, не окажутся ли сохраняющие российских акционеров компании более конкурентоспособными, — станет видно из результатов деятельности описываемых групп страховщиков в ближайшие два-три года».

По мнению аналитиков «Эксперт РА», в долгосрочной перспективе возможное доминирование иностранного капитала на российском страховом рынке окажет крайне негативное воздействие на эффективность российской экономики в целом. Страховой сектор как часть финансовой системы страны имеет стратегически важное значение для всей экономики. Тарифная политика и практика принятия рисков страховых компаний могут оказать существенное влияние на себестоимость отечественных товаров и услуг, повлиять на их конкурентоспособность, в том числе снизить ее по сравнению с импортными товарами и услугами. Высокая доля иностранных инвестиций в капитале страховых компаний сформирует зависимость российского страхового сектора от международного капитала, приведет к переносу центра принятия ряда стратегически важных решений, в том числе по вопросу выбора объектов инвестирования средств страховых резервов, за пределы Российской Федерации. Значительные финансовые потоки в этом случае будут выводиться за пределы страны.

Работать по-новому

Сочетание всех изложенных в статье факторов подталкивает владельцев многих страховых компаний к принятию решения о продаже страхового бизнеса. Подобные страховщики либо изначально ориентированы на увеличение рыночной доли и продажу с максимально возможным мультипликатором, либо они неизбежно столкнутся с проблемой крайне высокого уровня убыточности и не выдержат конкурентной борьбы. Можно с уверенностью прогнозировать, что на протяжении 2008 года «безбашенный» демпинг сойдет на нет, и рынок относительно стабилизируется.

Как сказал в интервью «Эксперту» генеральный директор СК «Стандарт-Резерв» и Московской страховой компании Сергей Тищенко, «то, что ведущие игроки перестали скрывать убытки в автостраховании, дает надежду на рост тарифов, снижение комиссий и улучшение финансового результата. От убыточного бизнеса ради продажи компании рынок перейдет к нормальной модели — бизнес должен приносить прибыль. 2007 год в этом плане переломный. Почти все, кто хотел и имел шансы продаться, проданы, пора работать по-новому».