Дзюдо — мягкий путь к победе

Русский бизнес
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) на прошлой неделе приобрел у швейцарской Mediterranean Shipping Company (MSC) 50% акций строящегося Ломоносовского грузового терминала. Сделка, сумма которой составила 77 млн евро, позволила НМТП получить портовые мощности в новом регионе, да еще и со специализацией в быстрорастущем сегменте контейнерных перевозок.

В 2007 году НМТП, после завершения консолидации местных стивидорных компаний, вышел на рынок контейнерных перевозок (до этого единственным крупным терминалом по обработке контейнеров в Новороссийске на Юге России владела Национальная контейнерная компания), построив терминал мощностью 350 тыс. TEU с перспективой расширения до 500 тыс. TEU. Теперь НМТП решил расширить свое влияние на новый регион.

Терминал в Ломоносове под Санкт-Петербургом строил второй по величине в мире и крупнейший в России оператор контейнерных перевозок — швейцарская Mediterranean Shipping Company. Прошлой осенью MSC купила компанию «Янтарь», с 2003 года владевшую разрешениями на строительство грузового терминала в этом районе. Ранее причальная линия в районе Ломоносова принадлежала Министерству обороны. По проекту, после углубления фарватера с 7 до 13 метров к этой причальной стенке смогли бы приставать суда класса Panamax. Терминал должен обрабатывать до 1 млн TEU контейнеров и 300 тыс. единиц накатных грузов ро-ро в год. Инвестиции в проект должны были составить 190–200 млн долларов.

Источник в MSK сообщил, что основной причиной продажи пакета акций Ломоносовского терминала могло стать желание компании избежать излишнего давления со стороны властей (срок инвестиционного договора истекал в конце мая) и приобрести партнера со связями в правительственных кругах. Акционеры НМТП как раз из числа таковых. Одним из конечных бенефициаров НМТП не так давно стал Аркадий Ротенберг, спарринг-партнер по дзюдо и давний знакомый российского экс-президента Владимира Путина. Возможно, Ротенберг сможет пролоббировать развитие портового комплекса в Ломоносове, где до недавних пор дело упиралось в неопределенность позиции Минтранса относительно планов строительства нового морского подходного канала к этому порту. До сих пор не определены источники финансирования его строительства, а администрация Петербурга настаивает на софинансировании проекта компаниями-застройщиками (помимо контейнерного терминала отдельный портопункт планирует построить и Национальная рефрижераторная компания — НРК).

Быстрый рост импорта потребительских товаров и общемировые тенденции контейнеризации мировых грузовых перевозок вызвали стабильно высокий рост российского рынка морских контейнерных перевозок, который растет уже минимум шесть лет на 20% ежегодно. Но одновременно с высокими темпами роста рынка быстро увеличиваются и портовые мощности по перевалке контейнеров, особенно в Северо-Западном регионе (см. карту). Так что новому контейнерному проекту НМТП придется столкнуться с серьезной конкуренцией.

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама