«Сатурн» взяли в кольцо

Скупив 30 процентов акций ведущего российского производителя авиадвигателей — УМПО, «Оборонпром» может заблокировать объединение НПО «Сатурн» с уфимским предприятием в одну компанию

На прошлой неделе входящая в госкорпорацию «Ростехнологии» ОПК «Оборонпром» приобрела 20% акций Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) — крупнейшего отечественного производителя авиадвигателей для истребителей семейства Су-27/Су-30. Эксперты считают, что этот пакет обошелся госхолдингу почти в 4 млрд рублей. По словам представителей «Оборонпрома», акции были приобретены у компании «Объединенные финансы». Именно эта структура летом прошлого года продала дружественной «Оборонпрому» компании еще около 10% акций УМПО. Таким образом, в общей сложности «Оборонпром» сейчас контролирует около 30% акций УМПО. В госхолдинге считают, что эта доля позволит ему провести на очередном собрании акционеров УМПО не менее четырех своих представителей в совет директоров предприятия, состоящий из 15 человек. Впрочем, это, судя по всему, лишь промежуточная цель. Стратегическая задача «Оборонпрома» — установить контроль не только над УМПО, но и вообще над всеми независимыми российскими производителями авиадвигателей, включив их в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).

Тихий ход на малой тяге

Впервые идею консолидации двигателестроительных предприятий России руководство «Оборонпрома» выдвинуло почти год назад. И на первых порах эта идея получила поддержку двигателистов, что легко объяснимо. Системный кризис в отечественном двигателестроении не удается преодолеть уже много лет. Рентабельность предприятий в последние годы сократилась с 27 до 7%, а прибыль упала почти вдвое. В стране действуют не менее 40 двигателестроительных заводов, из них семь выпускают финальную продукцию. Но производимые ими двигатели в подавляющем большинстве уступают западным аналогам практически по всем ключевым параметрам — ресурсу, расходу топлива, шуму и проч. Например, широко разрекламированный пермский двигатель ПС-90А, который устанавливается на дальнемагистральные авиалайнеры Ту-214 и Ил-96, — всего лишь модернизированная копия двигателя Pratt & Whitney 60-х годов прошлого века. В результате суммарный объем продаж всех российских авиадвигателей почти в 15 раз меньше, чем у двигателестроительного подразделения General Electric.

Но самое главное, что в России крайне мало перспективных разработок новых силовых установок. По словам Владимира Путина, «нынешнее технологическое, финансовое и структурное состояние отрасли не способно удовлетворить спрос, предъявляемый мировым рынком». В результате в августе прошлого года Владимир Путин одобрил идею создания сразу нескольких двигателестроительных холдингов. Первый из них появился на базе ММПП «Салют» (производит силовые установки для Су-27 и Су-30), второй объединил активы предприятия «Климов» и завода имени Чернышева (выпуск двигателей для МиГ-29), третий — самарские и пермские двигателестроительные предприятия, занимающиеся преимущественно выпуском гражданских авиадвигателей. Наконец, четвертый холдинг — «Сатурн-УМПО» был создан частными акционерами этих предприятий.

Из всех российских двигателестроите

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама