Школа для сына

Общество
Москва, 12.05.2008
«Эксперт» №19 (608)
Усилия родителей по выбору школы для ребенка могут стать самой большой инвестицией в маленьких детей

Практически в каждой городской семье, где есть дети, родители неоднократно задают себе вопросы: в какой школе учиться ребенку, правильный ли мы сделали выбор, не перевести ли нам сына/дочь в другую школу? Есть как минимум три периода особой актуальности этих вопросов: когда ребенок идет в первый класс, когда он оканчивает начальную школу и когда позади остаются девять классов.

Речь идет о горожанах, потому что живущим в селе выбирать не из чего — школа там одна, а если село большое, то сравнить две-три школы между собой труда не составит. Городским жителям выбирать гораздо сложнее: школ много, а оснований выбора, напротив, мало. Типовое родительское клише — хорошее знание иностранного языка и чтобы в вуз мог поступить — в сегодняшних реалиях не самое актуальное. И совсем уж тяжко жителям мегаполисов: в столице, например, более полутора тысяч школ, и разобраться в этом обилии неимоверно сложно — спросите тех, кто этим занимался.

Мы решили на примере элитных московских школ вычленить, быть может, самые простые, но реальные ориентиры для выбора учебного заведения.

Про понятия

Строго говоря, применять к школе термин «элитная» не совсем корректно. Этимологически (от французского élite) элитное — значит, лучшее, отборное, но, когда речь идет об образовании, слово приобретает совершенно определенный смысл: это образование, готовящее элиту.

Есть две модели элитного образования: открытая и закрытая. Открытая направлена на подготовку интеллектуальной элиты для различных сфер. Ключевой технологический принцип — селекция, то есть высокий конкурс на входе и продолжающийся отбор во время обучения, что и является одной из гарантий высокого качества на выходе. Отдельной школе крайне сложно реализовать этот принцип, реальнее производить отбор, если школа является элементом системы элитного образования, работая в связке с группой вузов.

Закрытые же элитные учебные заведения специально созданы для того, чтобы потомственная элита становилась элитой интеллектуальной. Но тут другая проблема: небольшой отбор детей на входе, то есть не слишком высокое качество «входного материала», должен компенсироваться высоким профессионализмом организации учебной и вообще школьной среды, что требует огромных инвестиций, в первую очередь интеллектуальных. В силу сложности создания таких школ в мире единицы. Английскому Итону потребовалось пять столетий и опека королевской семьи (монарх до сих пор лично назначает главу совета попечителей), чтобы создать школу.

Упрощенный вариант закрытой модели лежит в основе так называемых элитарных школ. Это школы для привилегированных групп населения, для детей знати, олигархов, правящего класса. Такие школы дают неплохое образование, но их основное предназначение другое — это школы для «своего круга». Такие учебные заведения существуют давно, есть во всем мире, и предназначаются они для воспроизводства системы ценностей определенных сословий.

В нашей стране в советское время функцию элитных выполняли специализированные школы. Математические и физи

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (608) 12 мая 2008
Новый президент, новый премьер
Содержание:
Обзор почты
На улице Правды
Реклама