Новость Млечного Пути

19 мая 2008, 00:00

Астрономическая наука празднует очередной крупный успех. Группа Стивена Рейнолдса из Университета штата Северная Каролина (США) обнаружила в нашей галактике Млечный Путь самую молодую сверхновую, вспышка которой произошла всего около 140 лет назад.

Так называемые вспышки сверхновых — кратковременные выбросы умирающими звездами большой массы (гигантами и супергигантами) на последней стадии своей эволюции колоссального количества энергии в космические окрестности. Согласно теоретическим выкладкам, за последние две тысячи лет в нашей галактике должно было образоваться примерно 60 таких объектов. Иными словами, в Млечном Пути сверхновые «обязаны» взрываться в среднем один раз в тридцать лет.

Однако до сих пор поиск таких новообразований в нашей галактике был малопродуктивным. Так, предыдущий рекорд молодости сверхновой — 330 лет — более пятидесяти лет принадлежал объекту Кассиопея А, предположительно образовавшемуся около 1680 года.

Открытая группой Рейнолдса сверхновая (небесный объект с кодовым обозначением G1.9+0.3) на самом деле известна ученым сравнительно давно: ее первые снимки были получены в 1985 году Дэвидом Грином из Кембриджского университета Великобритании при помощи радиотелескопа с большой антенной решеткой.

Увидеть саму вспышку этой сверхновой 140 (или около того) лет назад в созвездии Стрельца астрономы не могли, потому что в оптическом световом диапазоне она «не проявилась». Объект G1.9+0.3 скрывался от наблюдателей на расстоянии тысячи световых лет от самого центра нашей галактики за плотной завесой космического газа и пыли. Собственно говоря, именно наличие в галактике многочисленных газопылевых завес и считается главной причиной того, что непосредственно зафиксировать вспышки сверхновых до недавнего времени удавалось намного реже, чем полагалось бы в соответствии с расчетами. Разглядеть остатки G1.9+0.3 в конце XX века удалось лишь при помощи модернизированных телескопов, работающих в рентгеновском и радиодиапазонах.

Первоначально Грин и его коллеги оценили возраст сверхновой G1.9+0.3 в диапазоне от 400 до 1000 лет. Однако Рейнолдс, тщательно сравнив снимки, сделанные в прошлом году рентгеновской обсерваторией NASA Chandra, со снимками, полученными англичанами в 1985-м, обнаружил, что за 22 года размеры объекта увеличились на целых 16%. А это свидетельствует, что сверхновая значительно моложе, чем предполагалось ранее. Произведя соответствующие вычисления, американские астрономы пришли к выводу: вспышка сверхновой G1.9+0.3 произошла примерно в начале 70-х годов XIX века (или даже чуть позже).