Ryanair против тренда

19 мая 2008, 00:00

Крупнейшая европейская авиакомпания, ирландская Ryanair, намерена вдвое сократить тарифы на билеты — несмотря на удорожание авиационного топлива. Об этом заявил президент Ryanair Майкл О'Лири, отметив, что снижение цен поможет авиакомпании продолжать экспансию на общеевропейском рынке.

Планы Ryanair идут вразрез с общей тенденцией на рынке авиаперевозок. С начала года нефть, а следом за ней и авиационное топливо подорожали на 25%. За последние 12 месяцев цены выросли вдвое. Большинство авиакомпаний — особенно те, которые не использовали механизм хеджирования цен на топливо, — были вынуждены повысить тарифы. Хотя цены увеличились не пропорционально удорожанию топлива, пассажиры ощутили повышение и стали тщательнее подходить к выбору перевозчика.

Снижение тарифов должно повысить заполняемость самолетов Ryanair — в апреле 2008 года этот показатель составил 79% (в прошлом апреле — 83%). При этом компания, скорее всего, не потеряет в доходах, поскольку основную их часть формируют не тарифы, а дополнительные сборы — за сдачу багажа, регистрацию в аэропорту, приоритетное право посадки в самолет и даже за платеж по дебитной или кредитной карте. Так, в начале мая Ryanair повысила сборы за регистрацию в аэропорту с 2 до 8 долларов с пассажира, а сбор за сдачу единицы багажа — с 4 до 16 долларов. В результате при невысоком уровне базовых тарифов многие пассажиры платят за полеты на Ryanair почти столько же или даже больше, чем при перелетах традиционными авиакомпаниями, обеспечивающими более высокий уровень сервиса.

Майкл О'Лири полагает, что высокие цены на нефть приведут к банкротству целого ряда бюджетных авиакомпаний, включая немецкую Air Berlin. По его мнению, всего через несколько лет на авиационном рынке Германии, втором по величине в Европе после Британии, будут доминировать лишь две авиакомпании — Lufthansa и Ryanair, которая имеет на территории Германии три крупных хаба.

Лондон