Территория роста

Спецвыпуск
Москва, 26.05.2008
Ключ к лидерству на рынке кредитования малого бизнеса — широкая региональная сеть и интересные продуктовые предложения, максимально ориентированные на потребности заемщиков. Федеральные банки в перспективе будут доминировать на рынке, региональные кредитные организации сосредоточатся на узких нишах

Еще в начале года в правительстве и в МЭРТе активно обсуждались проблемы развития малого и среднего бизнеса. В середине мая избранный президент Дмитрий Медведев сообщил, что готовит указ по развитию малого предпринимательства. Основные меры, предполагаемые указом, должны будут снизить административные издержки для предпринимателей и стимулировать развитие малого бизнеса. Весной Сбербанк также объявил о своем намерении сосредоточить значительные усилия на развитии блока кредитования малого бизнеса. В Россию с лекцией для банкиров даже был приглашен лауреат Нобелевской премии Мухаммед Юнус, впервые построивший не просто работающую, а эффективно работающую микрофинансовую организацию. Желание освоить перспективный сегмент кредитования малых предприятий демонстрирует не только Сбербанк: многие банки уже активно работают с малым бизнесом, другие выходят на рынок только сейчас.

Рост заинтересованности государства в устойчивом развитии малого предпринимательства делает сегмент кредитования малого и среднего бизнеса очень привлекательным для банкиров. Впрочем, даже если не принимать во внимание государственную активность, интерес банков к сегменту вполне закономерен: последние несколько лет рынок кредитования малого бизнеса рос впечатляющими темпами. На конец 2007 года, по оценкам «Эксперт РА», портфель кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, составил порядка 54,1 млрд долларов, увеличившись за год на 62%. Кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему мы относим предприятия с годовой выручкой до 5 млн долларов) удвоились — с 10 до 21 млрд долларов. Для сравнения: темпы роста портфеля розничных кредитов в прошлом году составили 57,8%, корпоративное кредитование увеличилось на 51,5%. Таким образом, среди всех сегментов банковского кредитования этот рынок по-прежнему остается лидером по темпам роста (см. график 1). Кроме того, он также сохраняет свою привлекательность из-за достаточно высокой маржи и низкого (по сравнению с той же розницей) уровня риска. В целом по рынку уровень просроченной задолженности по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу, не превышает 2%.

Многие банки сегодня готовы осуществлять масштабные инвестиции, чтобы стать лидерами в новом перспективном сегменте. Пока на рынке (как во многих сегментах банковских услуг, которые находятся на начальном этапе развития) более 50% спроса на кредиты аккумулирует Сбербанк (см. таблицу 1). Достаточно большой объем приходится и на первую десятку банков за исключением Сбербанка. Однако новые амбициозные участники рынка будут постепенно наращивать свою долю. Эта тенденция заметна уже сейчас: так, если отдельно рассмотреть темпы роста банков топ-10 (без учета Сбербанка) и прочих банков, то мы увидим, что «новички» очень быстро догоняют лидеров по объему выданных кредитов (см. таблицу 2).

Следует отметить, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса, подобно прочим сегментам банковского кредитования, в своем становлении проходит три этапа. Первый этап (2003–2005 гг.) — заметное доминиров

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (610) 26 мая 2008
    Фондовый рынок
    Содержание:
    Недолговечное ралли

    Скачкообразный рост российского фондового рынка был вызван главным образом притоком средств иностранных инвесторов, отреагировавших на безболезненную смену президентской власти и обещания налоговых послаблений для нефтяной отрасли. Ожидать дальнейшего устойчивого роста котировок оснований нет

    Обзор почты
    Реклама