Задержавшаяся инновация

26 мая 2008, 00:00

На прошлой неделе в Комсомольске на первом блоке Ивановских ПГУ пущен в работу парогазовый энергоблок с КПД 52% и мощностью 325 МВт. По словам главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, «с пуском первой российской парогазовой установки» на базе «первого отечественного» газотурбинного двигателя ГТД-110, произведенного НПО «Сатурн», «была долгая история». Станцию начали строить в 2005 году и должны были сдать в промышленную эксплуатацию еще в первом квартале прошлого года, но проблемной оказалась как раз доводка ГТД-110.

Пуск каждого блока ПГУ - пока еще нечастое событие в нашей стране, где больше 60% электричества в тепловой энергетике производится на газовых ТЭС паросилового цикла с КПД зачастую меньше 40%. Перевод же паросиловых станций на парогазовый цикл позволит сэкономить от четверти до трети объема тех 150 млрд кубометров газа, что ежегодно сжигаются на российских электростанциях. Россия долгое время не располагала эффективными серийными газотурбинными установками для ПГУ собственной разработки, хотя в 60-70-х СССР числился в мировых лидерах энергетического газотурбостроения. Одна из причин отставания в этой области состояла в том, что в СССР газовым турбинам отводилась роль элемента, предназначенного для выработки пиковой энергетической мощности, и ГТУ строились по открытому циклу, то есть отработанный газ просто выбрасывался в атмосферу. Чтобы «закрыть» цикл и использовать газ еще в одном контуре - паросиловом, нужно было поднимать его температуру. Но дешевые энергоносители требовали совершенствования хайтечных высокотемпературных турбин для ПГУ… и к концу XX века мы остались без своей газовой энергетической турбины. В конце 90-х ЛМЗ наладил выпуск ГТЭ-160 по лицензии Siemens (на ее базе как раз и построены ПГУ-450), а руководство РАО ЕЭС сделало упор на разработку отечественной установки ГТД-110. Она строилась на базе газотурбинного двигателя, созданного в 70-80-х годах украинским НПО «Машпроект» для военно-морского флота. Но построить энергетическую газовую турбину на ее основе быстро не удалось, несмотря на беспрецедентное в 90-х годах финансирование для технологической разработки со стороны РАО. В конце 2001 года в Комсомольске для доводки турбины был создан специальный стенд, работы на котором шли более шести лет. Долго не давалась камера сгорания: годная для установки с кратковременными нагрузками, необходимыми для ускорения кораблей, она не работала в условиях непрерывного режима работы энергетической турбины. По словам директора по наземным программам НПО «Сатурн» Олега Брындина, после долгих мытарств решено было закупать такие камеры у английской компании Unison, уже много лет поставляющей похожие агрегаты General Electric. Морская по происхождению ГТД-110 весит в два-три раза меньше, чем аналогичные по мощности изделия иностранного производства. Но малый вес турбины стал причиной еще одной проблемы - незапланированной вибрации ротора, решить которую удалось при помощи ученых Всероссийского теплотехнического института только в последнее время. Пуск Ивановских ПГУ означает, что Россия получила наконец первую мощную работающую в составе ПГУ газовую турбину.