Неблагодарный муравейник

Культура
Москва, 02.06.2008
«Эксперт» №22 (611)
Первая биеннале архитектуры в Москве целиком посвящена жилью. На поставленный кураторами вопрос «как жить?» экспозиция дает ответ: приглашать хороших архитекторов и не ждать от них красоты

Жилье (если речь, конечно, не идет об особняке или вилле) — нелюбимое дитя современной архитектуры. Нелюбимое, потому что неблагодарное.

В зрелищности оно всегда проиграет аэропорту, театру, музею современного искусства, концертному залу, выставочному комплексу и банку. Те-то попадут в историю, а массовая жилая застройка, даже если она для небольших и состоятельных масс, всегда останется где-то на периферии процесса, потому что скучна, лишенная яркой индивидуальности. Она будет плоха, если будет высотной — потому что «муравейник», и если низкой — потому что дезурбанизация. От нее всегда будет веять унынием, потому что она однообразна, если, разумеется, это не дом Хундертвассера с пестрым волнистым фасадом. Однако и Хундертвассер хорош, когда он один стоит себе на венской периферии, окруженный зеленью и спокойными модернистскими домиками, которые принято называть безликими. Но представить себе какое-нибудь Ясенево или Тропарево, сплошь застроенное пестро-волнистыми домами, можно только в страшном-престрашном сне.

В общем, посвящать массовому жилью премьерную архитектурную биеннале в Москве можно ради чего угодно, только не ради того, чтобы показать, как прекрасно и удивительно искусство архитектуры. Куратор биеннале, голландский архитектор и главный редактор журнала «Проект Россия» Барт Голдхорн, не мог по этому поводу не объясниться. Посвятить первую биеннале жилью его заставил абсурд российской квартирной действительности: жилье неимоверно дорого, а качество его, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так что пусть мы посмотрим на то, что все-таки у нас случилось по этой части хорошего, а заодно на то, что делают на Западе, где архитектурная мысль не дремала в те времена, когда мы знали жилье только двух типов: панельные дома для всех и кирпичные с улучшенной планировкой для особо ответственных работников.

Среди наших идей, отобранных для раздела «Арх Каталог», неожиданностей не найти. Сергей Скуратов, чьи дома, построенные в районе Остоженки, собрали все мыслимые местные архитектурные премии, представлен многофункциональным жилым комплексом для Киева, в котором есть все, что и в его «остоженских» проектах — средняя этажность, асимметричные, фактурные фасады. «Соседи» Скуратова по Остоженке — мастерская «Проект Меганом» — тоже развивают свои рафинированные идеи на киевской земле. Мастерская «Атриум» показывает Vitro Village — комплекс малоэтажного жилья на природе. В целом этот комплекс, состоящий из многоквартирных домов двух типов, напоминает хрущевские микрорайоны где-нибудь в Химках-Ховрино, где пятиэтажки живописно разбросаны в зеленых зарослях. Только сегодняшние пятиэтажки — с террасами, большими остекленными общественными зонами, глубокими лоджиями и удобными вестибюлями. А кроме деревьев, кустов и птиц жителей должна радовать развитая инфраструктура. Но все это в целом по-шестидесятнически скромно и гуманно. И, конечно, «постройка года» — дом Сергея Киселева на Новочеремушкинской улице. Он про другое — он состоит из тех же пятиэтажек

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (611) 2 июня 2008
    Финансы
    Содержание:
    Опираясь на воздух

    Российские банки привлекают короткие пассивы и выдают длинные кредиты. Предприятия привлекают эти кредиты и финансируют еще более длительные инвестпроекты. Единственное, что могут предложить в этой ситуации финансовые власти, — охлаждение кредитной активности банков

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама