Они победили

Международный бизнес
Москва, 02.06.2008
«Эксперт» №22 (611)
Немецкая компания Crytek, основанная в 1999 году тремя братьями-турками, стала одним из лидеров мировой индустрии игр

В холле франкфуртского офиса компании Crytek рядом с изображением главного героя игры Crysis — визитной карточки Crytek — стоит огромная фигура Супермена. Черноволосый Супермен чем-то неуловимо похож на основателей и владельцев компании — братьев Йерли. Впрочем, если задуматься, братьям удалось гораздо больше, чем Супермену. Восемь лет назад трое молодых турок основали тогда еще совсем крохотную IT-компанию, занимавшуюся созданием вспомогательных программ для производителей видеокарт. Сегодня Crytek — крупнейшая и самая успешная компания Германии, разрабатывающая сложные видеоигры. Имеет филиалы в Киеве и Будапеште и более 200 сотрудников.

Путь на обложку

«Когда мы решили заняться производством игр, кроме наших родителей, в успех почти никто не верил, — усмехается один из трех братьев — основателей компании 38-летний Авни Йерли. — Все говорили: да ничего не выйдет, в Германии этим никто не занимается. Только наши родители в нас верили, хотя они не очень хорошо понимали, что именно мы будем делать. Мы разработали бизнес-план (он был даже отмечен премией), но под него ни один инвестор не хотел давать денег. Нам пришлось все делать самим. Мы изучали рынок, смотрели, какие компании работают в Германии в этом секторе. И поняли: у нас есть только один шанс добиться успеха: мы должны не зацикливаться на одной стране, а сразу же пытаться завоевать интернациональное признание. Мы должны разработать игровую технологию, которой в Германии ни у кого нет. Здесь тогда не было студий, которые разрабатывали бы собственные сложные игровые технологии. Их и сейчас нет — мы в Германии единственные на этом рынке. Для нас это был большой риск. По мнению скептически настроенных немцев, это был даже слишком большой риск, но и возможность выигрыша была очень высока».

Расчет братьев Йерли оказался верным. Разработанный Crytek «движок» для шутеров от первого лица CryEngine заполнил нишу, на которую в Германии никто не претендовал. Уже первая игра компании — выпущенная в 2004 году FarCry — показала, что рынок Германии абсолютно свободен от конкуренции и именно отсюда можно успешно выходить на международный уровень.

«Мы с самого начала поняли, что нам надо прорываться на международный рынок, — поясняет Авни Йерли. — Наш важный козырь — интернациональность компании. У нас сегодня работают люди из 28 стран, и рабочий язык у нас английский. Все документы, вся рабочая переписка идет на английском. Таким образом нам очень легко интегрироваться в мировой рынок. И эту бизнес-модель сейчас некоторые немецкие компании начинают копировать, что нас отчасти даже радует».

FarCry стала для Crytek разминкой. Настоящий успех пришел со следующей игрой. В ноябре 2007 года была выпущена Crysis. Бюджет Crysis составил свыше 16 млн евро, что сделало ее одной из самых дорогих компьютерных игр на рынке. Crysis стала одной из первых игр, разработанных специально для операционной системы Vista компаниями, не связанными с Microsoft. Хотя технические требования, предъявляемые Crysis к компьютеру, весь

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (611) 2 июня 2008
    Финансы
    Содержание:
    Опираясь на воздух

    Российские банки привлекают короткие пассивы и выдают длинные кредиты. Предприятия привлекают эти кредиты и финансируют еще более длительные инвестпроекты. Единственное, что могут предложить в этой ситуации финансовые власти, — охлаждение кредитной активности банков

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама