О семистах миллионах за километр

Разное
Москва, 02.06.2008
«Эксперт» №22 (611)

Недавно московский градоначальник заявил, что «абсолютно возможно» к 2015 году избавить Москву от пробок. Многим показалось, что это заявление слишком уж напоминает анекдот о Насреддине, эмире и ишаке, которого первый обещал последнему за двадцать лет обучить богословию. Но Лужков говорил серьёзно: «Мы знаем, что нужно делать, мы знаем, как нужно развивать транспортную систему — знаем доподлинно» — нужно реализовать рассчитанную именно до названного года транспортную программу города. Только для полной её реализации необходимо, чтобы на каждый рубль, ассигнуемый из московского бюджета, ещё рубль добавлял бюджет федеральный. Что ответит на эту инициативу новый премьер, пока неведомо, но речь, ни много ни мало, о двух триллионах рублей на пять лет: один с Лужкова, другой с Путина. Это гигантская сумма — если учесть, что федеральная часть всей российской транспортной программы меньше пяти триллионов. Однако, боюсь, и такие суммы столицу от пробок не вылечат.

Усомниться меня заставил конкурс, итоги которого планировалось подвести 30 мая, — на выполнение работ по строительству участочка Четвёртого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. За строительство этих четырёх километров Москва хочет заплатить 67 миллиардов рублей. Семьсот с чем-то миллионов долларов за километр. Трасса проложена по пустырям и по местам, где стоят частные гаражи, но на компенсацию гаражевладельцам запасены отдельные 13 миллиардов. А те 67 — это исключительно за 4 км трассы с въездами и выездами. Я это не к тому, о чём вы подумали. Конечно, цена выглядит жутковато. Километр Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, где тоже чиновники работают, обойдётся втрое дешевле даже с учётом мостов над судоходной рекой (а где-нибудь в захолустье, в Германии или в Америке, таких цен просто не видывали). Но расчёты наверняка подшиты в нужных папках, да и вообще — какого чёрта? Добрые москвичи выбрали Мосгордуму по признаку личной преданности депутатов мэру — пусть теперь радуются тому качеству контроля над мэрией, который лично преданные депутаты готовы обеспечить, и пусть верят, что 700 миллионов долларов за километр — это в самый раз. Речь о другом.

Речь о том, что московское правительство так и не услышало специалистов, которые пытались ему втолковать, что никакой особой пользы от очередных колец городу не будет. Радиально-кольцевое устройство города незаменимо для периодического отражения набегающих из Великой степи кочевых орд, но чрезвычайно плохо отвечает потребностям транспорта. По некоторым расчётам, уже миллионный город с радиально-кольцевым устройством рано или поздно должен встать — тем паче гигантский мегаполис. А ведь у Москвы есть проблемы и сверх того.

В Москве очень низка связность дорожной сети, из чего следуют два убийственных в «пробочном» смысле обстоятельства. Во-первых, в разумно спланированном городе среднее расстояние, проезжаемое автомобилем, больше расстояния между началом и концом пути, измеренного по прямой, максимум в 1,2 раза.

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (611) 2 июня 2008
    Финансы
    Содержание:
    Опираясь на воздух

    Российские банки привлекают короткие пассивы и выдают длинные кредиты. Предприятия привлекают эти кредиты и финансируют еще более длительные инвестпроекты. Единственное, что могут предложить в этой ситуации финансовые власти, — охлаждение кредитной активности банков

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама