Техническая виктория

Культура
Москва, 02.06.2008
«Эксперт» №22 (611)
Россия выигрышем Димы Билана на «Евровидении» продемонстрировала: пусть кто угодно думает что хочет, но для нас главное не участие, а победа

«Что дальше? “Евровидение”?» — написал в своем блоге ведущий новостей Первого канала Дмитрий Борисов сразу после победы российской сборной на чемпионате мира по хоккею. В этой записи была своего рода ирония — по тем или иным причинам России за всю ее историю не удавалось занять первого места на европейском телевизионном конкурсе, хотя нашу страну в разные годы представляли такие серьезные фигуры и коллективы, как Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Алсу, «Мумий Тролль» и «Тату», а места распределялись от восемнадцатого до второго. Сейчас, когда футбольно-хоккейно-музыкальное ликование наконец смолкло, стоит разобраться, в чем же и с чем же мы победили.

«Евровидению» не позавидуешь: в свои пятьдесят два (первый конкурс прошел в Лугано в 1956 году) оно уже не один десяток лет служит мишенью для критических пинков — за высокую степень политической ангажированности и меломанского снобизма — за низкий уровень представляемых на нем произведений. И того и другого оно до последнего времени вполне заслуживало, десятилетиями будучи колыбелью усредненного, лишенного какой-либо (в том числе и национальной) самобытности европопа, исполняемого на космополитичных английском или французском языках; ни один стоящий европейский артист за последние пятнадцать лет не приближался к этому конкурсу и на пушечный выстрел. Однако именно в последнее время в унисон с меняющимся лицом Европы стало меняться и само состязание. И самым ярким знаком этих перемен стала четырехлетней давности победа гуцульского кича певицы Русланы над одинаково белозубыми голландками, польками и бельгийками. Европейцев всерьез заинтересовал Восток, еще во времена социалистической бедности хорошенько научившийся торговать своей экзотикой, — и телефонное голосование в 2004 году это вполне наглядно продемонстрировало.

Прошлогодняя виктория сербской певицы Марии Шерифович, обеспечившей своему городу статус столицы «Евровидения-2008», данный тренд только подтвердила и усугубила — на фоне вала никуда не годного европопа верх взяла не просто исполненная на национальном языке, а в самом деле очень неплохая баллада с общественно-политическим звучанием. Месседж, посланный европейским зрителем организаторам конкурса, мог не расслышать только глухой: не хотим больше одинаково-сексуальных мальчиков и певиц в концертных платьях, дайте уже чего-нибудь другого.

К нынешнему году тектонические сдвиги были зафиксированы документально — решением Европейского вещательного союза система квалификационных полуфиналов стала обязательна для всех, а не только для стран-неудачниц, которые на прошлом конкурсе заняли место ниже пятнадцатого. Интрига обострилась.

Участие России в конкурсе проходило при свете костров амбиций противоборствующих олигархов отечественного шоу-биза, а последнее слово так или иначе оказывалось за каналом — участником Вещательного союза. В один год везунчиком могла быть группа «Мумий Тролль», которой благоволил гендиректор Первого Константин Эрнст, в другой — выпускница «Фабрики звезд» Наталья Подольская

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (611) 2 июня 2008
    Финансы
    Содержание:
    Опираясь на воздух

    Российские банки привлекают короткие пассивы и выдают длинные кредиты. Предприятия привлекают эти кредиты и финансируют еще более длительные инвестпроекты. Единственное, что могут предложить в этой ситуации финансовые власти, — охлаждение кредитной активности банков

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама