Сборник статей и выдержек из старых работ известного французского философа радикально левой направленности, героя и участника событий 1968 года, посвящен одной из самых болезненных проблем ХХ века — антисемитизму. Проблеме, которая казалась навсегда изжитой после учиненного нацистами холокоста, но которая вновь становится актуальной. Причем во Франции, возможно, более чем где бы то ни было в Европе. В силу двух обстоятельств — возрождающейся правой идеи в лице Ле Пена и его сторонников и роста влияния арабо-мусульманской общины, которая переносит во Францию страсти ближневосточного конфликта.
Но для левых радикалов, подавляющее число которых выступает в ближневосточном конфликте на стороне палестинцев, это особенно острая тема: ведь на основании поддержки палестинцев они постоянно подвергаются обвинениям в антисемитизме. Автор, который безоговорочно осуждает нацизм, задается вопросом, что же означает слово «еврей» в современном мире. И пытается построить достаточно сложную схему, сам отвечая на него. Для одних оно означает жертву холокоста, и в этом смысле приобретает некое сакральное значение. Для других — Израиль и все, что связано с этим государством (которое автор не жалует). Наконец, евреи — те люди, которые считают себя евреями, но не хотят чувствовать себя вечными жертвами и не хотят ассоциировать себя с Израилем.
Алену Бадью ближе всего позиция третьих. Первая из статей этого сборника (под эпатажным названием «Израиль: страна, где евреев меньше, чем где бы то ни было») была опубликована в 1982 году, когда в Ливане шли бои между израильтянами и палестинцами, а в Афганистане — между советской армией и афганскими моджахедами. Заканчивается эта статья не менее эпатажным выводом: «Как Брежнев — грабитель на службе империи, так Бегин — бандит на службе государства. И коммунисты, и евреи, а часто это одни и те же люди, отказывают им в каком бы то ни было праве называться этими именами».
В небольшой книге есть еще несколько столь же парадоксальных статей. Вот только за всеми этими парадоксами нет ответа на один вопрос: а что же делать с антисемитизмом