Между просьюмерами и судьюсерами

Международный бизнес
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)
В ближайшие пять лет подавляющему большинству крупных корпораций мира придется пережить радикальную перестройку. Но топ-менеджеры этого не боятся, а напротив, видят в этом отличную возможность укрепить свои позиции на мировом рынке

Идеальная компания будущего должна быть голодной до перемен, инновационной — за пределами самых смелых фантазий потребителей, глобально интегрированной и обладающей огромной пробивной силой, да к тому же и социально ответственной — не по приказу, а от души. В настоящем таких корпораций пока нет. Хотя по каждому из направлений уже сформировался пул лидеров, на которых равняются конкуренты.

Такие выводы сделали эксперты IBM Global Business Services, которые опросили более тысячи топ-менеджеров по всему миру и выяснили, каково им живется в постоянно меняющемся мире. Подробнее об основных результатах исследования, обнародованного в конце мая этого года, «Эксперт» побеседовал с ведущим экспертом IBM по Азиатско-Тихоокеанскому региону Стивеном Дэвидсоном, который лично участвовал в десятках интервью с топ-менеджерами крупнейших азиатских и транснациональных компаний.

Большие перемены

— Что вас больше всего удивило в результатах опроса?

— Удивило, что очень многие менеджеры в ближайшие годы ждут серьезных изменений. В 2006 году таких было 60 процентов, а в этом уже 80 процентов. Это очень большой скачок за два года.

Далее, очень сильно возрос «разрыв изменений» — так мы называем разницу между количеством компаний, которые ожидают радикальных преобразований в ближайшем будущем, и теми, которые уже имеют подобный опыт. В 2006 году этот показатель равнялся 8 процентам, а в 2008-м уже составлял 22 процента. Непростое для многих будет время.

Ну и, наверное, удивил общий оптимизм моих собеседников. Мы общались с ними в декабре, когда кризис был уже налицо. Но все равно все они говорят не о защите старых рынков, а о завоевании новых потребителей и даже о новых типах потребителей, о важности социальной ответственности. То есть они рассматривают нынешний кризис и грядущие перемены как шанс на то, чтобы остаться на плаву и преуспеть — даже в не очень легкие времена.

Любопытно также, что позитивнее всего настроены руководители азиатских подразделений крупных международных компаний, при спаде на Западе именно от них ждут результатов. При этом у них очень возросла ответственность. Еще несколько лет назад, если ваш бизнес рос, вам могли простить то, что вы работаете недостаточно прозрачно, или то, что вы пока не прибыльны. А сейчас вы должны расти, быть доходными и прозрачными — все это одновременно. Это очень сложно.

Деловой мир полностью изменился.

— Если посмотреть на роль внешних факторов, которые стимулируют все эти изменения, то похоже, что компании стали намного меньше внимания обращать собственно на рыночную ситуацию. С чем это связано?

— Да, действительно, роль этого фактора упала с 84 до 48 процентов и фактически сравнялась с влиянием человеческих ресурсов. В 2004 году многие винили рынок в своих неудачах, но последующие четыре года рынок отлично рос, поэтому они перестали обращать на него так много внимания.

Изменилась и деловая среда — один наш собеседник из Канады назвал ее «миром белой воды», по терминологии рафтеров. Вызовов стало намного больше, прих

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама