Впервые появившееся в 1989 году в Новой Зеландии инфляционное таргетирование с 1990-х годов вошло в практику монетарных регуляторов Канады, Великобритании, Швеции, Австралии и ряда других промышленно развитых стран. Успешные попытки снижения продолжавшейся более 20 лет умеренной, но устойчивой инфляции в странах, перешедших на новый режим, послужили основой для постепенного перехода к аналогичному режиму в целом ряде развивающихся стран и даже стран с формирующимися рынками.
Полное инфляционное таргетирование (full-fledged inflation targeting) — наиболее известная форма, часто именуемая «инфляционное таргетирование». Именно в таком виде его представила Новая Зеландия, и уже к 2001 году 7 развитых и 11 стран с формирующимися рынками практиковали ее использование. Режим полного инфляционного таргетирования предполагает высокий уровень доверия к Центральному банку, четкую формулировку инфляционной цели и обеспечение прозрачности монетарных мер и ответственности перед обществом.
Скрытое инфляционное таргетирование (eclectic inflation targeting) возникает в тех условиях, когда Центральный банк не связывает себе руки четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели и проводит политику поддержания низкой и стабильной инфляции без осуществления каких-либо специальных действий, направленных на повышение открытости и ответственности за ее достижение. Неформальный характер целеполагания и одновременная гибкость в проведении денежно-кредитного регулирования внешне воспринимаются как следование иному режиму, однако порядок определения приоритетных направлений и используемые инструменты свидетельствуют о наличии ключевых характеристик инфляционного таргетирования. Центральные банки пяти развитых стран, включая ФРС США и ЕЦБ, составляют категорию организаций с эклектическим инфляционным таргетированием.
Опыт введения и реализации инфляционного таргетирования в развитых странах позволяет выделить несколько общих характеристик.
Первая черта, присущая развитым странам, предпринявшим попытки перехода к режиму инфляционного таргетирования, — наличие плавающего валютного курса. Фактически в большинстве стран инфляционное таргетирование пришло на смену несостоявшемуся режиму таргетирования валютного курса.
Вторая черта, объединяющая группу развитых стран, сторонниц нового режима, — высокая степень независимости Центрального банка.
Кроме того, во всех развитых странах система инфляционных целей была основана на прогнозных уровнях инфляции. Последнее объяснялось попыткой денежно-кредитных властей оценить наиболее вероятные шоки, их влияние на будущий уровень инфляции и суметь вовремя принять меры
Международная практика показывает, что таргетирование позволяет снизить реальный уровень инфляции и с лагом удержать инфляционные ожидания. Однако воздействие политики на прочие макроэкономические переменные неоднозначно.
Главный недостаток режима таргетирования валютного курса в том, что он не позволяет в конечном итоге решить проблему низкоинфляционной политики и поддержания ценовой стабильности.
Переход к режиму инфляционного таргетирования всегда сопровождается проведением комплексных преобразований по формированию вышеприведенных условий, что характерно для развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, а при наличии данных условий (в развитых странах) — институционализацией сложившегося порядка проведения денежной политики
Инфляционное таргетирование предполагает процесс комплексного реформирования денежно-кредитных отношений, сложившихся в большинстве развивающихся стран.
Если Центральный банк установил инфляционный целевой ориентир, он должен достичь его любыми средствами. При этом он вправе использовать любую информацию, которая представляет интерес для прогноза инфляции. Такой подход подчеркивает важную разницу между инфляционным таргетированием и другими режимами монетарной политики.
Решение об изменении целевого ориентира зависит от степени серьезности шока, потрясшего экономику.
Обычно в силу того, что значимые изменения в монетарной политике происходят в экономически неблагоприятные периоды, типична для запуска механизма таргетирования ситуация, при которой инфляция выходит из-под контроля, хотя, как показал зарубежный опыт развитых стран, осуществление перехода к новому режиму у них было достигнуто после получения определенных результатов в области понижения темпов инфляции.
Дополнительный аспект, требующий отдельного рассмотрения, — сроки введения режима. Ряд стран, такие как Великобритания и Швеция, использовали шоковый подход и ввели новую политическую структуру за относительно короткий период времени. Другие страны, такие как Канада, Израиль и Австралия, предпочли политику градуализма, предполагающую постепенное приспосабливание к новому режиму и наличие множества целевых точек, учитывающих динамику экономической среды.