Утонуть в потреблении

Международный бизнес
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)

Восточноевропейские страны переживают бум строительства торговых центров. Даже по показателю уже возведенных площадей торговых центров государства Восточной Европы существенно опережают многих своих западных соседей по Евросоюзу. Так, в Вене показатель площади крупных торговых центров на душу населения составляет 28 кв. м на 100 жителей, в то время как в Будапеште, Братиславе и Праге он уже сегодня равен 44, 58, 70 кв. м соответственно. И похоже, в дальнейшем этот отрыв будет только расти.

По данным доклада, подготовленного австрийской компанией RegioPlan Consulting, специализирующейся на анализе рынков, в настоящее время в странах Восточной Европы в той или иной стадии реализации находятся еще 500 проектов торговых центров общей площадью 14 млн кв. м. Таким образом, если в Вене к 2011–2012 году соотношение площади торговых центров к числу жителей должно вырасти лишь до 38 кв. м на 100 жителей, то в Будапеште, Братиславе и Праге показатели достигнут отметок в 68, 152 и 100 кв. м соответственно.

Эксперты из RegioPlan Consulting предупреждают об опасности перегрева рынка: «При наличии 500 проектов сооружения новых торговых центров неизбежно возникновение проблем. Не все проекты окажутся рентабельными», — говорит глава RegioPlan Consulting Ханна Бомба-Вильхельми.

Сегодняшняя ситуация с многократным отрывом объема площадей в восточноевропейских странах от Западной Европы объясняется двумя факторами. Во-первых, относительно быстрый рост доходов населения в совокупности со стремительным увеличением размеров выдаваемых потребительских кредитов вызвал настоящий бум потребления в Восточной Европе. Во-вторых, в отличие от западных столиц, где значительная часть покупок совершается в исторических торговых зонах в центре города, в Восточной Европе именно на гигантские загородные торговые центры приходится почти 50% объема продаж розничной торговли (для Австрии, например, этот показатель составляет лишь 20%). Как раз на сохранение этих тенденций надеются строители новых торговых центров.

Впрочем, их надежды могут и не оправдаться. Ведь рост покупательной способности в любом случае будет компенсироваться сокращением численности населения. Так, по прогнозам болгарских социологов, в ближайшие десять лет население Болгарии сократится на 11%, что приведет к вероятному сокращению торговли потребительскими товарами.

Франкфурт-на-Майне

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама