Войти в одну шинель дважды

Культура
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)
Питерское выступление Боба Дилана — первый российский публичный концерт одной из главных мировых музыкальных икон последнего столетия — запомнилось мощным током ностальгической радости при полупустом зале и стало индикатором нового расклада нашей зрительской конъюнктуры

Третьего июня в России, в Санкт-Петербурге, выступал Боб Дилан. Двадцать лет назад такая новость вызвала бы сердечные приступы у меломанов и звучала бы как красивый, но абсолютно нереалистичный миф. Десять лет назад это было просто невозможно. Три года назад, напротив, — возможно вполне, но маршрут тура прошел вдалеке от российских границ.

Так или иначе, первый и единственный публичный концерт Боба Дилана состоялся не на положенной этому человеку по заслугам Дворцовой площади, а в Ледовом дворце. И стал не пышным балом, каким были концерты обязанных ему по гроб жизни Пола Маккартни и «Роллинг Стоунз», а самым отмороженным крупным мероприятием, когда-либо устроенным отечественными концертными промоутерами.

Огромная сияющая зеркальными стеклами шайба новенького спорткомплекса расположена на окраине Питера — так и блестящий концерт центрального персонажа музыки и поэзии ХХ века оказался на окраине карты культурных событий Москвы и Петербурга. И, кажется, на периферии культурных предпочтений жителей двух столиц.

Урожденный Роберт Аллен Циммерман вышел в полумрак сцены с товарищами по группе и под восторженный рев публики направился к клавишам — именно их звук выстилает «Modern Times», последний альбом Дилана, которые он представляет в европейском турне (частью его и стал петербургский концерт). Так зрители в Питере не выли давно: человек, сделавший американский фолк достоянием всего мира и заодно преобразивший эту музыку до неузнаваемости, мог бы просто выйти на сцену и постоять пять минут, глядя в зал, — собравшимся было бы достаточно. Однако он заиграл, начав с вещи 1990 года «Cats In The Well». У зрителей началось чудо узнавания: они тысячи раз слышали этот голос и десятки раз видели это иконописное лицо по ТВ и в кино, и вот он стоит перед ними живой — и от него, как говорили герои фильма «Асса», сияние исходит. Второй вещью следует вполне хрестоматийная «Don't Think Twice, It's All Right», и народ расходится еще больше. Те, кто успевает не сойти с ума от счастья, обнаруживают странную вещь: они не могут подпеть ни одной строчке. Дилан отнюдь не скупится на хиты (которые мешает с вещами последних двух альбомов), только он их не поет, а хрипит и сипит, проговаривает и проборматывает. Выглядит это страшновато — в том смысле, в каком поначалу любое большое явление искусства пугает своей неумопостигаемостью. Разодетый в котелки и пиджаки бэнд тем временем играет образцовый рокабильный, подпрыгивающий на кочках ритм-н-блюз, иногда звучат гитарные соло, контрабасист изредка, но залихватски вращает свой инструмент, но при этом вокал больше напоминает ритмическое чтение. Начинаешь думать, что если весь русский рок вырос из дилановской шинели, то американский рэп в ней зародился — ведь именно этот человек в шляпе придумал класть гениальные тексты на повторяющуюся ритмическо-мелодическую основу, и именно ему первому удалось заставить американцев слушать слова и придавать им значение.

Со сцены звучат «Rollin' And Tumblin'», «John Brown», «Highway 61 Revisit

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама