Жизнь ниже плинтуса

Русский бизнес
Москва, 09.06.2008
«Эксперт» №23 (612)
Создание российской стекловолоконной индустрии, начатой пять лет назад с нуля, можно считать завершенным. В Россию больше не надо завозить стеклохолст

Финская компания Ahlstrom 3 июня открыла около Твери завод стеклохолста. Стеклохолст, который выпускает новый завод, используется в основном для производства линолеума, гидроизоляционных покрытий (основа «битумных» крыш), стеклообоев и некоторых других материалов, применяемых в строительстве. Технология его изготовления не отличается большой сложностью и аналогична выпуску обычной ткани с той лишь разницей, что сырьем выступает не хлопок или полиэстер, а стекловолокно. Тем не менее для производства качественной стеклянной ткани требуется достаточно сложное оборудование, которым российские заводы не располагают. Именно поэтому, несмотря на развитие строительной индустрии, львиная доля спроса на стеклохолст удовлетворялась в основном за счет импорта.

Однако сейчас ситуация поменялась.

Потянулись волокна

Ренессанс отрасли начался с ее сырьевой базы, то есть со стекловолокна. В 2003–2004 годах свои заводы в Егорьевске и Серпухове открыли французская Saint Gobain и испанская Ursa. Вскоре под контроль зарубежных игроков перешли и предприятия во Владимирской области. Сейчас на долю западных компаний приходится 90% всего выпуска стекловолокна в России, а сам выпуск благодаря установке нового оборудования и реконструкции старых активов вырос в разы (см. график).

Развивать «стеклянную» цепочку дальше взялась российская компания «ТехноНиколь» — производитель изоляционных материалов и владелец нескольких кровельных заводов. Ее интерес к выпуску стеклохолста был вполне объясним: три четверти потребления этого материала в России приходится как раз на кровельные продукты. В 2005 году «ТехноНиколь» запустила свой завод в Воскресенске, после чего доля импорта на рынке стеклохолста начала быстро сокращаться и сейчас не превышает 30%. Однако производители линолеума, на которых приходится почти четверть всего рынка стеклохолста, до настоящего времени были вынуждены практически все необходимое сырье закупать за рубежом, а крупнейшим поставщиком стеклохолста в Россию была как раз финская Ahlstrom.

Компания Ahlstrom образовалась в середине XIX века, долгое время основой бизнеса была деревообработка и целлюлозно-бумажное производство. С 1970-х компания начала проявлять интерес к волоконным материалам, а с середины 2000-х изделия на основе стекловолокна стали главным направлением инвестиционной деятельности холдинга.

Решение о строительстве завода в России финны приняли в 2006 году. У компании есть еще три завода, аналогичных тверскому предприятию: два в Финляндии и один в США. Создавая производство в России, компания получила в руки фактически гарантированный рынок сбыта, при этом договорилась с Saint Gobain о поставках стекловолокна с завода в Гусь-Хрустальном.

В строительство тверского завода Ahlstrom вложила около 38 млн евро, мощность предприятия составляет 220 млн кв. м стеклохолста в год (завод «ТехноНиколь» в Воскресенске производит 180 млн, емкость всего рынка — около 350 млн). Основной потребитель выпускаемого линолеумного стеклохолста — российское производств

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (612) 9 июня 2008
    Нефть
    Содержание:
    Магические 200

    200 долларов за баррель нефти — эта цифра уже перестала казаться фантастической. До такого уровня цены могут подняться к концу 2008 года

    Обзор почты
    Реклама