В начале июня американская многопрофильная корпорация Loews Corporation, основанная нью-йоркским магнатом Лоренсом Тишем, вывела из своего состава табачную компанию Lorillard. Тиш сделал свое состояние на табаке и никогда не стеснялся того, что его имя склоняли поборники здорового образа жизни. С оборотом 6,6 млрд евро Lorillard занимает четвертое место на табачном рынке США. Самые продаваемые сигареты — ментоловые Newport — были до недавнего времени особенно популярны среди афроамериканцев. Но в последние годы давление со стороны государства и широкомасштабные кампании по борьбе с курением все-таки вынудили наследников Тиша отказаться от табачного бизнеса.
Впрочем, так обстоят дела не только в Америке, но и в большинстве развитых стран. Борьба за здоровый образ жизни, включая запрет на курение в общественных местах и устрашающие иллюстрации на пачках сигарет, дает неплохие результаты. Число курильщиков постепенно снижается. Не только продавать, но и продвигать табачную продукцию становится все сложнее. Красноречивый пример: на прошлой неделе британский минздрав предложил запретить какие бы то ни было логотипы на сигаретных пачках и посоветовал сделать их черно-белыми.
Тенденция очевидна: рост табачных корпораций на развитых рынках замедлился. И дело не только в борьбе с курением. Замедление вызвано еще и тем, что фактически завершилась продолжавшаяся около пяти лет консолидация самой табачной отрасли.
Одной из последних крупных сделок стала покупка прошлым летом британской Imperial Tobacco испанской компании Altadis за 16,2 млрд евро. В результате сделки Imperial Tobacco упрочила свое положение четвертого в мире производителя сигарет — после американской Philip Morris International (до февраля была частью Altria Group), British American Tobacco (BAT) и Japan Tobacco. За исключением практически закрытого Китая данные четыре компании доминируют на большинстве страновых рынков. Свободных активов для покупок в развитых государствах практически не осталось.
Единственной возможностью для серьезного роста остается расширение бизнеса в развивающихся странах, прежде всего в Азии и Восточной Европе, где табачный рынок регулируется значительно слабее. В 2007 году жители развивающихся стран потребляли уже две трети всех производимых в мире сигарет. В прошедшем году BAT получила на развивающихся рынках 40% суммарной прибыли. В целом же эти рынки приносят табачным гигантам треть прибыли, причем в 2007 году этот показатель вырос на целых 55%.
Именно поэтому крупные табачные корпорации стремятся к приобретению местных производителей. Так, в конце февраля BAT купила сразу двух региональных игроков — датскую Skandinavisk Tobakskompagni за 2,6 млрд евро и турецкую Tekel за 1,14 млрд евро (сделка не завершена).
Приобретение Skandinavisk Tobakskompagni обусловлено не столько довольно значительными оборотами компании — 30 млрд сигарет в год, сколько тем, в каком географическом регионе она работает. Скандинавы прочно обосновались в Восточной Европе. Наиболее перспективна деятельность Skandinavisk Tobakskompagni в Польше, где за последний год компания заняла треть рынка и переместилась с четвертой на вторую позицию.
Что касается прихода British American Tobacco в Турцию, то и здесь все достаточно ясно. Турецкий рынок сегодня восьмой в мире по объемам продаж табачных изделий, в стране курит 38% взрослого населения. Tekel же занимает 29% местного рынка, в 2007 году компания продала 32 млрд сигарет на 100 млн евро. Благодаря Tekel доля BAT в Турции вырастет с 7 до 36%. По мнению гендиректора BAT Пола Адамса, позиции турецкой госкомпании Tekel позволят усилить в стране позиции глобальных брендов BAT — Kent, Pall Mall и Vogue.
Весьма симптоматично, что турецкому правительству удалось продать Tekel только с третьей попытки. В 2003 году Japan Tobacco предложила за корпорацию всего 750 млн евро, что турки посчитали совершенно недостаточным. В 2005-м на аукционе на Tekel вообще не нашлось претендентов. Зато в нынешнем году помимо BAT на госкомпанию претендовали сразу два турецких консорциума и частный инвестиционный фонд Cinven.
После азиатских и восточноевропейских компаний наиболее перспективными покупками для «большой табачной четверки» станут табачные госпредприятия в Египте и Алжире, в случае если они будут продаваться.
Самым же привлекательным по-прежнему остается китайский рынок. Но даже если в ближайшее время он будет открыт для внешних поглощений, международным корпорациям придется столкнуться с большими сложностями при продвижении своих брендов. Недавно китайское правительство приняло Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком: к 2012 году в стране планируется запретить всю рекламу табачных изделий.