Развенчание мифа

Спецвыпуск
Москва, 16.06.2008
«Эксперт» №24 (613)
Кабардино-Балкария готова к экономическому прорыву. Несмотря на то что инерция экономического застоя, длившегося почти до конца 2006 года, и сейчас сказывается на многих показателях, власти республики заявляют о своем намерении принципиально изменить ситуацию в обозримом будущем

Согласно оценкам «Эксперт РА», Кабардино-Балкарскую Республику сегодня еще никак нельзя назвать лидером по инвестиционной привлекательности среди регионов России. Но, по мнению местных чиновников, сегодня в Кабардино-Балкарии подготовлен плацдарм для будущего экономического скачка, который будет совершен в ближайшие пять-десять лет. Основные ставки делаются на развитие туризма, АПК, гидроэнергетики и инновационной промышленности.

Игра по правилам

Сегодня федеральные дотации в бюджет Кабардино-Балкарии составляют около 55%. Два года назад республиканская казна пополнялась за счет дотационных средств на 72%. Пока повышение собственных доходов связано с наведением порядка в экономике региона, в первую очередь в фискальной политике. «В основном налоговый рост на первом этапе реформ достигается за счет более грамотного собирания налогов с действующих предприятий, в том числе за счет вывода зарплат из тени. Быстрее всего у нас растет налог на доходы физических лиц — за 2007 год рост составил около 80 процентов», — объясняет министр экономического развития и торговли Кабардино-Балкарии Алий Мусуков. По словам министра, еще одна статья дохода в республиканском бюджете, существенно выросшая в последние годы, — стремительно развивающийся малый бизнес. Налог на вмененный доход, который платят малые предприятия, в 2007 году увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.

С крупным бизнесом пока сложнее. Впрочем, в республике уверены, что привлечение серьезных инвестиций и открытие крупных предприятий — дело ближайшего времени. При этом в Кабардино-Балкарии точно знают, что и где именно надо строить и развивать. «Одновременно с наведением порядка в экономике мы занимались долгосрочным и среднесрочным планированием, создавали базу, на которой будут реализовываться крупные инвестпроекты. В 2006 году разработали стратегию развития республики до 2022 года. На ее основании создали среднесрочную программу развития на ближайшие пять лет. На стадии согласования схема территориального планирования — документ, определяющий развитие региона на три-четыре десятилетия вперед. То есть сегодня у нас есть вся документация, над которой многие российские регионы пока только работают!» — не без гордости отмечает Алий Мусуков.

Наиболее амбициозные планы Кабардино-Балкарии напрямую связаны с развитием транспортной инфраструктуры. Сейчас ключевые проекты — строительство международного аэропорта в Нальчике, новой ветки железной дороги до города Тырныауз и развитие инфраструктуры Приэльбрусья. Во всех трех случаях главным инвестором должно выступить государство. Проекты аэропорта и железной дороги планируется включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая сейчас разрабатывается. По аэропорту, строительство которого начнется в 2009 году (общая стоимость проекта — более семи миллиардов рублей), уже есть окончательная договоренность — 5,5 миллиарда на этот объект будет выделено из федерального бюджета. Недостающие средства республика будет привлекать сама.

Такая

У партнеров

    «Эксперт»
    №24 (613) 16 июня 2008
    Экономический форум в Санкт-Петербурге
    Содержание:
    Глобальный насос справедливости

    Питерский форум показал: чтобы говорить на равных с экономическим Западом, Россия должна сама осуществить и в основном сама освоить огромные инвестиции

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама