Согласно оценкам «Эксперт РА», Кабардино-Балкарскую Республику сегодня еще никак нельзя назвать лидером по инвестиционной привлекательности среди регионов России. Но, по мнению местных чиновников, сегодня в Кабардино-Балкарии подготовлен плацдарм для будущего экономического скачка, который будет совершен в ближайшие пять-десять лет. Основные ставки делаются на развитие туризма, АПК, гидроэнергетики и инновационной промышленности.
Игра по правилам
Сегодня федеральные дотации в бюджет Кабардино-Балкарии составляют около 55%. Два года назад республиканская казна пополнялась за счет дотационных средств на 72%. Пока повышение собственных доходов связано с наведением порядка в экономике региона, в первую очередь в фискальной политике. «В основном налоговый рост на первом этапе реформ достигается за счет более грамотного собирания налогов с действующих предприятий, в том числе за счет вывода зарплат из тени. Быстрее всего у нас растет налог на доходы физических лиц — за 2007 год рост составил около 80 процентов», — объясняет министр экономического развития и торговли Кабардино-Балкарии Алий Мусуков. По словам министра, еще одна статья дохода в республиканском бюджете, существенно выросшая в последние годы, — стремительно развивающийся малый бизнес. Налог на вмененный доход, который платят малые предприятия, в 2007 году увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.
С крупным бизнесом пока сложнее. Впрочем, в республике уверены, что привлечение серьезных инвестиций и открытие крупных предприятий — дело ближайшего времени. При этом в Кабардино-Балкарии точно знают, что и где именно надо строить и развивать. «Одновременно с наведением порядка в экономике мы занимались долгосрочным и среднесрочным планированием, создавали базу, на которой будут реализовываться крупные инвестпроекты. В 2006 году разработали стратегию развития республики до 2022 года. На ее основании создали среднесрочную программу развития на ближайшие пять лет. На стадии согласования схема территориального планирования — документ, определяющий развитие региона на три-четыре десятилетия вперед. То есть сегодня у нас есть вся документация, над которой многие российские регионы пока только работают!» — не без гордости отмечает Алий Мусуков.
Наиболее амбициозные планы Кабардино-Балкарии напрямую связаны с развитием транспортной инфраструктуры. Сейчас ключевые проекты — строительство международного аэропорта в Нальчике, новой ветки железной дороги до города Тырныауз и развитие инфраструктуры Приэльбрусья. Во всех трех случаях главным инвестором должно выступить государство. Проекты аэропорта и железной дороги планируется включить в ФЦП «Развитие транспортной системы России», которая сейчас разрабатывается. По аэропорту, строительство которого начнется в 2009 году (общая стоимость проекта — более семи миллиардов рублей), уже есть окончательная договоренность — 5,5 миллиарда на этот объект будет выделено из федерального бюджета. Недостающие средства республика будет привлекать сама.
Такая же схема рассматривается и по финансированию строительства железной дороги. Реализация проекта запланирована с 2010-го по 2015 год, его стоимость тоже около семи миллиардов, и четыре из них, весьма вероятно, будет выделено из федерального бюджета.
«Послеплановая» экономика
Сейчас около 30% в общем объеме промышленного производства Кабардино-Балкарии принадлежит ОАО «Кавказкабель» — предприятию по-своему уникальному. Ему, фактически единственному в республике, удалось почти безболезненно пережить «дикие 90-е», оставаясь все эти годы одним из главных поставщиков средств в республиканский бюджет. Предприятие вовремя акционировалось (изначально владельцами акций был коллектив завода, с 2004 года в состав акционеров вошла крупная московская компания «Франкарт», которой сейчас принадлежит 80% акций предприятия), за счет грамотного менеджмента довольно быстро сменило подходы плановой экономики на новые, каких требовали тогда еще малопонятные рыночные отношения. «Мы стали бурно осваивать новые виды продукции — выпускали все то, чего требовал рынок. Лет за пять ассортимент нашей продукции увеличился в три-четыре раза. Сейчас только два-три процента того, что мы выпускаем, остается в Кабардино-Балкарии, основная масса продукции идет в другие регионы России и страны СНГ, 30–35 процентов выпускаемой продукции составляют нефтепогружные кабели, поэтому основные потребители — “Роснефть”, “ЛУКойл”, ТНК», — рассказывает исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Кавказкабель» Владимир Кузнецов. Секрет борьбы с конкурентами из Центральной России и Сибири — более низкая цена продукции при том же качестве. В этом смысле кабардино-балкарскому предприятию удалось использовать специфику региона (например, более низкий уровень средней заработной платы) себе на пользу: себестоимость по ряду объективных причин здесь оказывается ниже, чем у конкурентов. В прошлом году прибыль ОАО «Кавказкабель» составила около 140 млн рублей.
Ближайшие пять-семь лет руководство предприятия намерено посвятить техническому перевооружению производства: рынок требует нового качества, а новое качество — иных технологий. По словам Владимира Кузнецова, только в этом году в новое оборудование планируется вложить 150 млн рублей. В частности, завод собираются оснастить современной финской линией для производства силового кабеля (стоимость оборудования около 3 млн евро), а также ускорителем электронов, который позволит использовать принципиально новую технологию при производстве нефтепогружных кабелей.
Еще одно наследство от той же плановой экономики советского образца: ОАО «Кавказкабель» было вынуждено почти все необходимые для производства материалы везти из дальнего далека — с Урала, например. Отчасти проблема начала решаться в 2004 году, когда рядом, практически «через забор», заработало ООО «Налкат» — предприятие по выпуску медной катанки, используемой при производстве различных видов кабельной продукции. На некоторое время «Кавказкабель» стал основным потребителем продукции соседа — в 2006 году на завод уходило до 90% катанки, произведенной ООО «Налкат». Сейчас эта доля составляет 60–65%. «Нам экономически выгодно продавать свою продукцию у себя в республике — хотя бы из-за того, что не нужно нести транспортные расходы. Но для того чтобы снизить риски, возникающие при работе только с одним предприятием, постепенно стали осваивать рынок в других регионах — в Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Урале, в Сибири», — рассказывает руководитель ООО «Налкат» Хабас Кармов. Особенность технологии, используемой на этом предприятии, в том, что в качестве сырья берется не чистая медь, а медный лом. При этом итальянское оборудование, усовершенствованное местными умельцами, позволяет получать готовый продукт, минуя несколько промежуточных стадий — в печь закладывается лом, на выходе — медная катанка, соответствующая ГОСТу. «Споров было много, можно ли включать нашу катанку в утвержденный ГОСТ. Многие специалисты просто не верили, что нам удается получать достаточно высокое качество при использовании нашего сырья и нашей технологии. Однако взяли образцы на одном из заводов, куда мы поставляем катанку, провели анализ — и вынуждены были признать, что не правы!» — гордится Хабас Кармов. Теперь технологию «Налката» пытаются применять в других регионах, а недавно на один из уральских заводов сманили главного металлурга. Сейчас ООО «Налкат» в Кабардино-Балкарии считают одним из успешных, динамично развивающихся предприятий. В прошлом году объем производства увеличился в 1,5 раза. В этом планируют добиться роста еще на 10–15% за счет ремонта печи, который сейчас проводят специалисты, приглашенные из Австрии.
Первые ласточки
«Качество — это когда возвращаются клиенты, а не автобусы!» — такой лозунг, выведенный на сине-голубой растяжке, украшает сборочный цех завода «Волжанин-КБР» в городе Баксан. Ни один автобус пока не вернулся. Правда, здесь успели собрать всего около десятка машин — первый автобус «Волжанин-5270» выехал из ворот баксанского цеха 30 января этого года.
Кабардино-Балкария — географический центр Южного федерального округа. Это показалось головному «Волжанину» (город Волжский Волгоградской области) весьма привлекательным — «южный филиал» предприятия запускали в расчете на южный же рынок сбыта. Правда, пока основными заказчиками ЗАО «Волжанин-КБР» являются тот же Волгоград и Московская область, но уже в следующем году завод, возможно, будет производить автобусы для родной республики и других регионов ЮФО.
Первый сборочный цех «Волжанин-КБР» планировали открыть к середине 2008-го — на реконструкцию помещения бывшего оборонного предприятия, где разместился завод, отводилось около года. Уложились в 5,5 месяца. «Было столько желания побыстрее начать производство, что сократили сроки в два раза. Сейчас занимаемся только сборкой, но за год хотим освоить и сварку кузовов, и самостоятельное производство ряда деталей. На один автобус идет около 2500 наименований, примерно 500 мы собираемся производить самостоятельно», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Волжанин-КБР» Аслан Сантиков. По его словам, общий объем инвестиций в проект составляет порядка 300 млн рублей. Окупить затраты планируется за два года. «Пока мы собираем три модификации автобусов “Волжанин”, рассчитанные на городские, пригородные и междугородние перевозки. Уже есть заказ на сто машин, это на ближайшие полгода. К концу года выйдем на производство тридцать машин в месяц, но, думаю, потом будет и сорок, и пятьдесят. Численность работающих при этом планируется довести до пятисот, а со временем до тысячи человек», — делится планами руководитель кабардино-балкарского «Волжанина».
«Волжанин-КБР» — это, пожалуй, первый крупный проект в сфере промышленности, который пока удалось реализовать на территории республики. В правительстве КБР признают, что сегодня промышленное производство в регионе пока еще в состоянии, далеком от желаемого: имеющиеся мощности используются на 30–60%, а основные фонды большинства предприятий практически не обновляются из-за нехватки средств. Чтобы переломить ситуацию, в ближайшие три года планируется реализовать 35 новых промышленных инвестпроектов общей стоимостью 4,6 млрд рублей. В частности, для повышения инвестиционной привлекательности уже в этом году в пригороде Нальчика хотят создать промзону со всей необходимой инфраструктурой — под нее выделяется около 250 гектаров земли. Планируется, что размещаться здесь будут в первую очередь инновационные предприятия.
Еще одна точка роста для промышленного сектора в Кабардино-Балкарии — Тырныаузский горно-обогатительный комбинат. Вольфрамо-молибденовое месторождение в районе города Тырныауз, по данным экспертов, содержит не меньше трети мировых запасов этого сырья. Правда, сам комбинат давно не работает — правительство республики несколько лет ведет поиск инвестора, готового провести дорогостоящую модернизацию уникального предприятия. Впрочем, по словам министра экономики республики, в последний год ситуация с поиском инвестора для Тырныаузского ГОКа коренным образом изменилась. «Раньше мы за ними ходили, а теперь — они за нами. И суммы инвестиций теперь называются совершенно другие! В 2005 году начинали говорить о 60 миллионах долларов — это казалось сумасшедшей суммой. Мы шли на удешевление проекта, на частичную модернизацию — но 20 миллионов тоже казалось много! Теперь сами потенциальные владельцы Тырныаузского ГОКа предлагают проект модернизации стоимостью 120 миллионов. Сейчас комбинатом интересуются несколько крупных компаний. Мы работаем со всеми и пока не приняли окончательного решения», — сказал «Эксперту» Алий Мусуков.
Тепло, светло и вкусно
Однако, согласно разработанной стратегии развития КБР, в число «приоритетов первой очереди» промышленный комплекс не входит. В ближайшие годы республика намерена серьезно продвинуться в создании туристско-рекреационной зоны. «Помимо этого будем развивать АПК и гидроэнергетику. С развитием горнолыжных курортов в разы возрастет потребность в энергоресурсах — значит, необходимо строить новые электростанции. В этом году в КБР вводится в строй второй блок каскадов Нижне-Черекских ГЭС, которые начинали строить еще в середине 90-х. Больше ГЭС такого масштаба строить не планируем — они недостаточно экологичны. Вместо них мы намерены создать систему малых ГЭС на горных реках. Таких проектов у нас около сорока. Сейчас уже начато строительство четырех из них», — рассказывает Алий Мусуков.
То же самое касается агропромышленного комплекса — в республике намерены в разы увеличить приток туристов. А их, ясное дело, надо кормить. Следовательно, необходимо производить много хороших и разных продуктов. В Кабардино-Балкарии в агропромышленной отрасли традиционно доминировали овощеводство и консервная промышленность — их-то сейчас и возрождают на новом уровне, согласно запросам современного рынка. Некоторый опыт «продвинутого овощеводства» уже накоплен: около двух лет в республике работает предприятие «Агро плюс», специализирующееся на выращивании и консервировании свежих овощей.
Изначально на предприятии, впрочем, собирались заниматься только консервированием, но оказалось, что продукцию в таком количестве и такого качества в республике не выращивает никто. Теперь у «Агро плюс» в аренде около 1,5 тыс. гектаров земли. Огурцы выращивают, как виноград — на шпалерах, а, например, горох — в горах, на высоте 850 метров. «У нас малоземельный регион, зато есть возможность размещать поля на разных высотах — за счет этого и добиваемся повышения урожаев. Если раньше огурцов, помидоров собирали 20–30 тонн с гектара, то в прошлом году собрали по 60 тонн. Теперь хотим довести эту цифру до 100 тонн. На малоземелье нельзя разбрасываться, нужно использовать каждый клочок земли и не жалеть затрат. Мы приобретаем высокоурожайные дорогостоящие семена, используем дорогое, но максимально эффективное оборудования для орошения», — говорит генеральный директор «Агро плюс» Заурбек Кунижев. Сейчас ассортимент консервной продукции «Агро плюс» — огурцы, помидоры, зеленый горошек, лечо, томатная паста, ассорти. В этом году здесь собираются освоить производство консервированной фасоли молочно-восковой зрелости. «В России этого еще никто не делал! Разница будет как между зеленым горошком, произведенным из свежих и сушеных плодов», — обещает руководитель предприятия. Среди партнеров кабардино-балкарского «Агро плюс» известные марки «Балтимор», «Фрау Марта», «4 сезона» и другие. Впрочем, вскоре овощи из КБР будут поступать в продажу под собственным брендом — недавно ООО «Агро плюс» выкупило часть торговой марки «Довгань». Сейчас занимаются расширением производства — в Майском районе республики строится еще один консервный завод ООО «Агро плюс». В целом же Кабардино-Балкария намерена в ближайшие годы довести свою долю на российском рынке овощных консервов до 17–18% (в 2006 году было 9,5%).
Ничуть не страшно!
Впрочем, для подтверждения перспективных и амбициозных планов требуются объективные показатели, иллюстрирующие и серьезность перспектив, и реальность планов. Один из них — динамика роста цен на жилье в регионе. В Кабардино-Балкарии в последние годы жилье стало дорожать. «Некоторое время республика находилась в яме по ценам на недвижимость. То есть в Кабардино-Балкарии жилье годами стоило дешевле, чем в соседних субъектах. Сейчас уровень цен как минимум сравнялся со средними по Югу России показателями. Это значит, что люди уверены в завтрашнем дне и хотят покупать здесь недвижимость», — комментирует ситуацию генеральный директор ОАО «Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация» Максим Рудь.
Кабардино-Балкарская ипотечная корпорация была создана год назад как региональный оператор федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, до сих пор в республике отсутствовавший. Кроме повышения доступности ипотеки для жителей КБР корпорация за счет предоставления возможности рефинансирования выданных кредитов привлекает к системе ипотечного кредитования региональные банки, у которых отсутствуют долгосрочные кредитные ресурсы, и таким образом способствует развитию банковского сектора Кабардино-Балкарии.
Руководитель Ипотечной корпорации констатирует, что в целом с задачами первого этапа работы корпорации удалось справиться: за период чуть более полугода по программе Республиканской ипотечной корпорации выдано более 37 млн рублей кредитов. При этом все кредиты, выданные в прошлом году, рефинансированы. «Конечно, определенные сложности создает фактор “кавказского имиджа”, на самом деле реалиям Кабардино-Балкарии никак не соответствующий. В итоге просто приходится работать лучше остальных, чтобы доказать партнерам, что с нами можно и нужно иметь дело», — рассуждает Максим Рудь.
Об осторожности в отношении к республике говорили все без исключения собеседники «Эксперта» в Кабардино-Балкарии. Сегодня негативный имидж Северного Кавказа все еще остается одним из сдерживающих факторов для инвесторов и партеров по бизнесу. Правда, те, кто все-таки пришел сюда работать, о своем решении не жалеют — для них миф об опасности уже развеялся, а плюсы работы в регионе все чаще перевешивают минусы.