Между Германом и Германикой

Культура
Москва, 23.06.2008
«Эксперт» №25 (614)

По сравнению с удивительно сильным прошлогодним конкурсом нынешний, 19-й, «Кинотавр», завершившийся в Сочи неделю назад, смотрелся действительно вяло. Режиссеры-новички, наконец-то снявшие свой полный метр, с разной степенью успеха просто утверждали себя в профессии, ветераны старательно, без драйва выдерживали пристойный уровень, активные кинокритики, которые в прошлом году хлопнули дверью и вышли из профсоюза из-за скандала вокруг балабановского «Груза 200», по понятным причинам вообще не прилетели в Сочи. В общем, все было более чем средне — особенно на фоне ретроспективы Германа-старшего (фестиваль начался с вручения Алексею Юрьевичу награды за вклад в киноискусство). Но в этом есть и определенный плюс: именно такая, средняя, выборка и показывает настоящие тенденции и настроения.

Главный режиссерский тренд сегодня — русская тема. Желание сыграть на струнах народной души видно в трех самых амбициозных картинах конкурса: в фильме открытия «Живи и помни» Александра Прошкина (приз за режиссуру), «Юрьеве дне» Кирилла Серебренникова (приз за лучшую женскую роль Ксении Раппопорт) и «Новой земле» Александра Мельника (приз за операторскую работу).

«Живи и помни», выходящий в прокат как раз на этой неделе, — это костюмная драма по мотивам одноименной повести Валентина Распутина. Дело происходит в сибирской деревне (снимали все, впрочем, на Волге), среди лесов, полей, рек и основательных изб с резными наличниками; герои говорят на окающем местном диалекте (в титрах значится консультант по речи), в общем, все более чем этнографично — и выйдет в прокат то ли 20, то ли 30 копиями, что довольно жирно для камерного кино.

«Юрьев день» — абсолютно фестивальное кино с очевидно просчитанной конъюнктурой. Сценарий, написанный Юрием Арабовым, довольно точно повторяет фабулу «Сайлент Хилла» — скорее всего, невольно. Оперная дива с сыном приезжает из столицы в провинцию, чтобы попрощаться с прошлым. Ребенок исчезает, зато повсюду появляются его двойники. Местные жители неприветливы, похожи друг на друга и несколько зомбированы. В конце концов москвичка растворяется в русском ландшафте. Хтонический ужас приправлен звоном колоколов и настойчивыми призывами к покаянию, опрощению и воцерковлению, адресованными всем москвичам преуспевающим столичным режиссером Серебренниковым. Сочетание несколько трэшового хоррора и назойливой духовности произвело на зрителей неизгладимое впечатление. В кулуарах о «Юрьеве дне» спорили до хрипоты — как в прошлом году о «Грузе 200»: переходя на личности и ссорясь навсегда.

Рядом с этим пиром духа удивительно цельной, честной и — редкость! — самоироничной выглядит «Новая земля» Александра Мельника, человека, воцерковленного профессионально (Мельник работает в компании «Андреевский флаг», которая возит по России мощи святых и продюсирует телетрансляцию схождения Благодатного огня). Этот веселый, лучащийся счастьем оптимист снял кровавую антиутопию, в которой нашлось место всему: и пространным монологам о длине человеческих кишок, и канниб

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (614) 23 июня 2008
    Инфляция
    Содержание:
    Немонетарная кардиограмма цен

    Опрос компаний АПК, пищевой отрасли и стройкомплекса показал, что корни нынешней инфляции лежат в разнообразных несовершенствах рынков и неумении государства достаточно эффективно эти рынки регулировать

    Реклама