Из жизни м. с .з.

Наталия Курчатова
30 июня 2008, 00:00

Вечно молодой, вечно начинающий, как иронически рекомендует себя Садулаев, пару лет назад взорвал литературный танцпол книгой «Я — чеченец». В новом романе (впрочем, эту жанровую квалификацию книге можно присвоить лишь с известной натяжкой) автор резко поменял регистр. «Таблетка» принадлежит к того рода мейнстриму последнего времени, что рассматривает в качестве основной формы современной жизни так называемый офисный планктон.

Итак, тридцати-с-лишним-летний (после тридцати все годы лишние, кокетничает Садулаев) м. с. з., то есть менеджер среднего звена, аналог позднесоветского м. н. с., этот «типический» член общества, прозябает в компании по внедрению в народный рацион замороженных продуктов, живет в кредит и воображает себя модным писателем. В промежутках между этими занятиями он все же делает нечто отличающее его от других, а именно изучает историю Хазарского каганата и видит красочные сны на эту тему, где если бы я был не я, то был бы «кобылим пастырем» Саатом.

Читать «Таблетку», построенную на единственной удачной метафоре, — не будем раскрывать, иначе уж совсем ничего не останется, — так же увлекательно, как разбирать электронную почту после отпуска. В ворохе спама нет-нет да и проскользнет что-нибудь любопытное, но, увы, уже утратившее актуальность: мы либо слышали об этом, либо где-то читали, либо, не дождавшись реакции на письмо, нам уже сообщили об этом по телефону. Откровенно слабый текст многообещающего автора, о котором, возможно, следовало бы корректно промолчать, если бы не знаменательность тенденции. Как-то разом вслед за удачливым самопиарщиком Минаевым молодые люди принялись изливать на читателя многостраничные опусы из разряда «о доблестях, о подвигах, о славе, когда мой монитор в простой оправе». Безусловно, текст Садулаева и честнее, и интеллектуальнее писаний Минаева, но поза лирического героя, говоря откровенно, еще более нелепа: чего стоит наивное бахвальство типа «видал я вашего Суркова» и километры пустейших английских диалогов — тоже мне Лев Толстой. Даже искренне симпатизируя автору, сложно удержаться, чтобы не посоветовать впредь размещать подобные литературные эксперименты в личном блоге.