Нефть в обмен на инфляцию

Международный бизнес
Москва, 30.06.2008
«Эксперт» №26 (615)
В Китае пытаются приблизить внутренние цены на топливо к мировым, сохранив темпы инфляции на приемлемом уровне. Пока неясно, как это скажется на цене на нефть на мировых рынках

Вечером 19 июня на бензозаправках по всему Китаю было намного больше машин, чем обычно. Китайские водители пытались успеть залить полные баки до подорожания, намеченного на полночь того же дня. Никогда раньше бензин в Китае не стоил так дорого, и впервые единовременное повышение цен было столь значительным. За одну ночь цена на бензин, дизельное и авиатопливо увеличилась более чем на 15% (на авиатопливо на 25%). Электроэнергия для коммерческого использования подорожала на 4,5%.

Решение китайских властей стало полной неожиданностью для большинства наблюдателей. Все понимали, что рано или поздно цена на топливо в Китае будет повышена, но никто не ожидал от Пекина такой скорости и радикальности. В последний раз, в ноябре 2007 года, цена была увеличена лишь на 9%, и даже это выглядело как очень решительный шаг. «В условиях высоких темпов инфляции и после землетрясения в Сычуани в ближайшее время в Китае цены на бензин подниматься не будут», — такое заявление старший экономист Азиатского банка развития Чжан Цзянь сделал китайским СМИ всего за три дня до повышения цен.

Не от хорошей жизни

Понятно, что решение поднять цену стало вынужденным шагом, и принято оно было во многом под давлением нефтяников. Sinopec, крупнейшая из китайских нефтяных компаний, объявила о 20 млрд юаней убытков по итогам I квартала этого года. Другой крупный игрок — PetroChina (вместе с Sinopec на эти две компании приходится 85% китайского рынка) заявила о сокращении доходов на 30%.

В еще более плачевном положении оказались мелкие компании, многие из них вообще приостановили переработку. Из-за чего еще в конце 2007 года в Китае начало снижаться производство топлива, а перебои с бензином стали обычным явлением на востоке и юге страны. По данным китайских СМИ, совсем плохо дела обстоят с дизельным топливом — в ряде городов достать его было практически невозможно.

При этом китайские власти в значительной степени субсидируют перерабатывающую отрасль. Так, в апреле Sinopec получила 7 млрд юаней государственных денег, а в марте еще больше — 12 млрд. Но, несмотря на субсидии, по словам представителей компаний, переработка оставалась убыточной. «Мы теряем 3000 юаней на каждой тонне бензина», — еще две недели назад жаловался журналистам член совета директоров Sinopec Чэнь Гэ.

Для повышения цены на бензин были и макроэкономические причины. В мартовском отчете банка UBS под названием «Как долго Китай может субсидировать энергопотребление» утверждалось, что общий размер энергосубсидий равнялся 1% ВВП, что экономисты банка посчитали вполне приемлемым для китайской экономики. «Проблемы начнутся, когда цена на нефть достигнет 140 долларов, что повысит долю субсидий до 1,5 процента ВВП. Это можно будет считать поворотным моментом», — утверждают авторы отчета.

В начале прошлой недели цена на нефть достигла 138 долларов за баррель, так что с этой точки зрения действия китайских властей можно считать вполне своевременными. Впрочем, даже сейчас бензин в Китае остается в значительной степени дотацион

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (615) 30 июня 2008
Чемпионат Европы по футболу
Содержание:
Спасибо, Гус

Россия и ее сборная до и после чемпионата Европы глазами рядового болельщика

Обзор почты
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама