— Дальний Восток застрял в прошлом веке, и даже не на стадии индустриального развития. Это — зона нового освоения и останется такой еще долго. А любая зона нового освоения в первую очередь нуждается в транспортных коммуникациях и, следовательно, инвестициях. Важно только осознать, что, если на Дальний Восток нести по десять миллионов рублей или долларов сто лет подряд, деньги, считай, пропали. Туда сразу нужно направлять миллиарды и создавать действенные, полезные структуры. Мост или тоннель на Сахалин пока не нужны — возить нечего. Туристы доберутся морем. Такие «мегапроекты» бессмысленны, если этот путь не продлится дальше — в Японию. Но это уже иная политическая ситуация.
При этом ко всему Дальнему Востоку нельзя применять одни и те же мерки. Здесь очень разительны различия между югом и севером, материком и островом, поэтому следует применять разные методы, тщательно искать точки роста. Например, все левые притоки Амура должны иметь каскады ГЭС. Ведь на другом берегу Маньчжурия, где электроэнергетика угольная, дорогая. Можно будет организовать экспорт «лишнего» электричества. Почему бы не оставить на пять лет все налоги Сахалина на острове? Или — в свое время Камчатка и Сахалин просили статуса Свободных экономических зон, но Министерство экономического развития и торговли отказало им.
В общем, на Дальнем Востоке можно было бы поставить несколько разных экспериментов, а лучшие идеи потом применить на других территориях.
Но есть задача, общая для всего региона, — отток населения, остановив который мы сможем решить проблему Дальнего Востока в целом. Ведь уезжает молодежь — будущее региона. Если нынешняя тенденция сохранится, то вычислить, когда россиян там не останется, совсем несложно.
На Дальнем Востоке проживает уже много китайцев, корейцев. Они прекрасно говорят по-русски. Они приспособились. Но чрезмерное увеличение их количества может вызвать социальное напряжение, поэтому нужно срочно создавать условия, привлекательные для россиян из западных регионов страны. Вполне приемлемо приглашать на работу людей с Украины и из Белоруссии. Они близки нам и напряжения не вызовут. Учитывая ситуацию в этих государствах, думаю, желающие найдутся. Пусть едут даже поляки, в конце концов. В Польше гибнет ненужное Евросоюзу кораблестроение, а на Дальнем Востоке оно крайне необходимо. Пусть украинцы, белорусы и поляки едут к нам семьями.
Я оптимист. Я уверен, что Дальний Восток можно сделать самоценным, надо только найти цель. И тут не только государство и не только бизнес, а именно государство и бизнес вместе могут исправить ситуацию. Большая часть расходов, безусловно, ляжет на государство: транспорт, железные дороги, связь.
Подготовил Андрей Цунский