Мечта-2020

Сергей Кисин
14 июля 2008, 00:00

Руководство Ростовской области намерено в ближайшие годы вывести донскую экономику в число лидеров Юга России. О том, как это планируется сделать, рассказал министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области Владимир Бартеньев

— Ростовская область приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года. Что нового в нее внесено по сравнению с аналогичной программой на 2008–2012 годы?

— Стратегия задает рамки для будущих действий по развитию территории. Она заставляет думать по-новому о конкурентоспособности и новой роли Ростовской области в глобальной экономике. Стратегия увязана с концепциями развития отдельных отраслей отечественной экономики как России в целом, так и Южного федерального округа.

Сейчас Ростовская область имеет хорошие показатели, которые позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Начиная с 2002 года экономика области демонстрирует высокие темпы экономического развития: прирост ВРП находится в пределах 4,2–13,3 процента в год. Объем ВРП за этот период увеличился в два раза. Индекс физического объема инвестиций колебался в диапазоне от 5,3 до 41,3 процента. Размер инвестиций составил в 2007 году 126,3 миллиарда рублей. Индексы промышленного производства в Ростовской области за последние три года значительно превышали индексы, сложившиеся в округе и России. В полтора раза сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Тем не менее необходимо запустить эффективные экономические механизмы, способствующие дальнейшему росту экономики, сохранению прежних темпов развития.

Благодаря имеющемуся портфелю ресурсов Ростовская область способна стать «регионом-локомотивом» Юга России и обеспечивать интеграцию страны в глобальный рынок. Поэтому использование глобальных конкурентных преимуществ области в сферах энергетики, транспорта, в аграрном секторе является важнейшей задачей.

Рост предполагается обеспечить за счет четырех основных факторов — ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, логистики и прочих услуг; формирование конкурентоспособных кластеров; технологическая модернизация на крупных предприятиях традиционной индустрии (оборонно-промышленный комплекс, энергетика, железнодорожный транспорт); создание новых производств за счет притока в регион свежих инвестиций и инноваций (это технологические и индустриальные парки, экономические зоны, бизнес-инкубаторы).

Параллельно с развитием традиционных секторов экономики будут формироваться новые — такие, как туризм, сфера услуг с высокой добавленной стоимостью, инновационно-образовательный комплекс. Эти направления позволят обеспечить устойчивость и конкурентоспособность донской экономики в будущем.

В стратегии особо подчеркнуто, что Ростовская область имеет уникальную возможность сформировать на своей территории инновационно-технологическую и образовательную инфраструктуру мирового уровня за счет создания Южного федерального университета. Университет уже создан. На стадии проработки — проекты развития инфраструктуры.

— И что нужно сделать?

— К сожалению, сегодня мы имеем внутренние ограничения развития региона, с которыми приходится считаться. Это относительная технологическая отсталость, низкий уровень инновационной активности, трансформация рынка труда — дефицит, квалификационный дисбаланс, несоответствие системы профобразования запросам рынка труда, а также рост инфраструктурных ограничений, экологических рисков. Для достижения целей стратегии нужен комплекс законодательных актов, устанавливающих порядок планирования развития территории, — законы «О стратегическом планировании в Ростовской области», «О мониторинге показателей социально-экономического развития Ростовской области» и другие.

Далее, необходимо развитие системы информационной, методической и инструментальной поддержки подготовки и принятия управленческих решений на уровне региональной власти, а также реализация кадровой программы, направленной на повышение профессионализма и постоянную адаптацию к новым условиям кадрового состава органов власти области и местного самоуправления.

В результате мы рассчитываем добиться значительных темпов роста, которые к 2015 году сократят разрыв между показателями Ростовской области и в целом России, значительно повысят нашу конкурентоспособность в межрегиональном и мировом масштабах.

— Вы объявляли об изменении тактики привлечения инвестиций.

— Речь идет об усилении региональных мер поддержки, хотя и поддержка на государственном уровне, безусловно, придает инвесторам уверенности. Теперь инвестиционное законодательство Ростовской области предполагает для потенциальных инвесторов целый набор преференций за счет региона, в том числе предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам, льгот по налогам, субсидий на компенсацию части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам. В 2007 году принят закон о зонах экономического развития. Кроме того, в Ростовской области впервые в России созданы специальные условия для развития экономики шахтерских территорий.

Один из рычагов привлечения реальных инвесторов в регион — снятие инфраструктурных ограничений. Резидентам уже определенных экономических зон гарантированы бюджетные инвестиции на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, субсидии для погашения процентной ставки по кредитам коммерческих банков, полученным на строительство данных объектов либо используемым в качестве платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, дифференцированная плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям и так далее.

Еще один аспект инвестиционного законодательства — создание и развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса. Важным инструментом в решении стоящих перед областью задач по привлечению инвестиций, переводу экономики на инновационный путь должно стать частно-государственное партнерство, расширение использования лизинговых и концессионных механизмов, долевого финансирования.

Действенным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности может стать также создание системы фондов поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства. На данный момент в администрации области обсуждается вопрос создания корпорации развития Ростовской области с привлечением капиталов банковских структур.

— В области предполагается создать пять промышленных зон. На их территории, да и в других местах инвесторы намерены создавать крупные, энергоемкие предприятия. Причем сроки их строительства значительно опережают предполагаемые сроки ввода новых энергомощностей. Кроме того, энергетики давно утверждают, что сетевое хозяйство может уже сейчас не справиться с возросшей нагрузкой. Мы — на грани энергетического кризиса?

— Никакой энергетической проблемы на Дону нет и не ожидается. Область энергоизбыточна. К тому же проектируются и строятся новые генерирующие мощности: девятый блок на Новочеркасской ГРЭС, второй блок ВоАЭС, Новоростовская ГРЭС. Регион — один из основных поставщиков энергии для Северного Кавказа. Что касается сетевого хозяйства, то, несомненно, нужно осуществлять и капитальный ремонт, и новое строительство. Но заниматься этим должны те компании, которые стали преемниками РАО ЕЭС, а не областной бюджет.

— Между Ростовской областью и Краснодарским краем существует, скажем так, дух соперничества, который может обостриться еще из-за одного повода — ростовских планов построить Южный международный аэропорт в Батайске. Его могут воспринять как конкурента сочинскому аэропорту.

— Да, не должно быть никакого соперничества. Аэропорт в Сочи будет развиваться независимо от ростовского хаба. У него собственные задачи: прием отдыхающих на Черноморском побережье, а также гостей и участников Олимпийских игр 2014 года. А будущий ростовский аэропорт — транзитный пункт на авианаправлениях Восток—Запад и Север—Юг. Сюда будут прибывать также посетители игорной зоны «Азов-Сити».

Отказаться от строительства нового аэропорта мы не можем. Действующий в Ростове-на-Дону расположен на окраине города. Он примыкает к городской застройке, что ограничивает возможность его развития. Проводимая в настоящее время реконструкция взлетно-посадочной полосы аэродрома не решает всех проблем, например, ограничения приема воздушных судов по взлетной массе. Ростовский аэропорт уступает другим российским аэропортам по пассажиропотоку — 17-е место и грузообороту — 20-е место. Отсутствуют транзитные рейсы, хотя интерес к южному и западному направлениям постоянно растет. Мы могли бы создать у нас транзитный хаб. В настоящее время емкость рынка «направления Россия—Европа» оценивается в 10 миллионов пассажиров в год, а «направления Европа—Азия» — в 20 миллионов. В связи с этим и принято решение о строительстве нового международного аэропорта на территории бывшего военного аэродрома в Батайске. Создание южного хаба внесено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

Сейчас ведется работа по подготовке соглашения с Министерством обороны о передаче аэродрома в Батайске в ведение Минтранса. Общая площадь резервируемых земель вместе с санитарно-защитной зоной составляет около тысячи гектаров. Уже проведено межевание, составлен реестр собственников земельных участков, граничащих с территорией аэродрома и попадающих в зону отчуждения, ищем инвесторов. Ориентировочная стоимость строительства в ценах 2007 года — более 24 миллиардов рублей. Это без учета стоимости земельного участка и выноса магистральных инженерных коммуникаций из приаэродромной территории.

На первом этапе пассажиропоток должен достигать шести миллионов человек, а на международных авиалиниях в перспективе — полутора миллионов. Пропускная способность взлетно-посадочной полосы позволит принимать практически все типы современных магистральных воздушных судов.

— Острая борьба развернулась вокруг проектов строительства второй нитки Волго-Донского канала и канала «Евразия». Ростовская область, как известно, выступает против «Евразии».

— Решение о том, какой из двух проектов будет реализован, примет правительство России. У обоих проектов есть плюсы и минусы. На одной чаше весов — экономическая выгода в виде меньшей суммы инвестиций, на другой — экологическая безопасность региона.

Администрация Ростовской области имеет свою позицию по этому вопросу, которую неоднократно высказывал губернатор Владимир Чуб. Эта позиция заключается в том, что, безусловно, нужно решать вопрос о дополнительном сообщении между Волгой и Доном, но идти кратчайшим путем — и в прямом, и в переносном смысле — нельзя, так как это может изменить экологию дельты Дона и всей Ростовской области. Природный ландшафт здешних водно-болотных угодий уникален. Любое вмешательство, тем более строительство такого масштаба, может вызвать катастрофические последствия.

Судоходный канал «Евразия» предполагает соединить Каспийское и Азовское моря. Сооружение должно иметь шесть шлюзов, а длина его может достигнуть 850 километров. Предполагается проход судов грузоподъемностью до восьми тысяч тонн. По расчетам экологов, высота волны, поднимаемая такими танкерами, будет более двух метров. Никакой речи о нормальном существовании флоры и фауны уже не может быть. А если случится авария с одним из нефтеналивных судов, на всей экосистеме можно будет ставить крест. Веселовское водохранилище внесено в список ЮНЕСКО как резервуар экологически чистой пресной воды, неповторимое озеро Маныч-Гудило, нетронутая плугом обширная пойма с уникальным набором трав, государственный природный заповедник «Ростовский» — это участок территории, по которой, возможно, проляжет новый торговый путь.

Кумо-Манычская впадина — вековой коридор, вдоль которого селились десятки народностей и племен. Земля здесь буквально переполнена артефактами. Из-за стройки века наследие былых цивилизаций может быть утеряно навсегда. Мы должны сохранить уникальнейший комплекс Маныч-Гудило, Маныч Восточный, Маныч Западный для потомков. Более того, здесь бывают люди со всего мира — нужно сделать хороший национальный парк. Во всем мире экономика подчиняется экологии. Тем более что и на развитии экологического и ландшафтного туризма можно зарабатывать достаточно большие деньги. Поэтому в качестве альтернативы можно и нужно рассматривать проект строительства второй нитки Волго-Донского канала.

Ростов-на-Дону