Ставка на локомотивы

Сергей Кисин
14 июля 2008, 00:00

Главные надежды в развитии экономики Ростовской области возлагаются на несколько предприятий машиностроительной отрасли, промышленные и игорную зоны

В среднесрочной Стратегии развития экономики Ростовской области до 2020 года записаны: рост валового регионального продукта (ВРП) в 3,3 раза, объемов торговли — почти в четыре, реальной заработной платы — в шесть раз. Столь оптимистический и смахивающий на прожектерство план основан на ожидании пятикратного роста притока инвестиций, которое, в свою очередь, навеяно неплохими перспективами, открывающимися перед некоторыми локомотивами донской экономики из машиностроительной отрасли. Кроме того, создаваемые властями промышленные и игорная зоны тоже призваны способствовать привлечению ведущих мировых производителей и инвесторов. Стратегическим же итогом всей экономической политики должен стать переход региона из разряда дотационных в немногочисленный отряд российских доноров.

Промышленность вытянет…

Последние несколько лет устойчивую тенденцию роста в донской экономике действительно демонстрируют в основном предприятия машиностроительной отрасли (в среднем от 7 до 17% ежегодно). К примеру, по итогам 2007 года индекс промышленного производства составил 12,2% (в денежном выражении 236,4 млрд рублей), что почти вдвое превышает среднероссийский показатель. Вот и предполагается, что в ближайшие годы именно эта отрасль станет одной из главных точек роста регионального ВРП.

Сменив на рубеже веков собственников (представителей местного бизнеса вытеснили мощные федеральные или транснациональные корпорации), ведущие предприятия донского машиностроения получили серьезную финансовую подпитку для модернизации производства и перехода к выпуску вполне конкурентоспособной продукции. Некоторые из них очень удачно воспользовались нынешней конъюнктурой и вывели на рынок продукцию, остро необходимую для российских естественных монополий.

Основным в прямом и переносном смысле локомотивом отрасли стал Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Еще совсем недавно завод пребывал в предбанкротном состоянии. Однако в 2003 году перешел к новому владельцу — ЗАО «Трансмашхолдинг», который вложил в него 11,8 млрд рублей. За последние пять лет НЭВЗ сумел не только восстановить принадлежавший ему еще с советских времен статус основного производителя магистральных и грузовых электровозов, но и добился от естественного монополиста ОАО РЖД суперзаказа на обновление железнодорожного тягового парка.

По официальным данным, на начало текущего года износ электровозного парка страны составлял 72,5%, тепловозного — 84,2%. Согласно программе обновления тягового состава, заявленной руководством РЖД, до 2030 года железнодорожники намерены закупить более 22,3 тыс. локомотивов. Заявленная потребность РЖД в локомотивах всех классов с 2008-го по 2015 год составляет 11 675 единиц (1668 в год), а в 2016–2030 годах — еще 11 722 единицы (837 в год). В денежном выражении речь идет примерно о 986 млрд рублей из более чем 3,1 трлн, которые РЖД предполагает вложить в обновление всего подвижного состава до 2030 года. В Новочеркасске, судя по словам президента РЖД Владимира Якунина, компания уже сегодня готова закупать не менее тысячи машин различных модификаций в год.

Столько завод поставить не может. Сейчас из его цехов выкатывается не более 267 секций электровозов различных модификаций (завод собирает как односекционные тепловозы, так и двух-, трехсекционные) в год. В 2008-м выпуск предполагается довести до 369 и лишь к 2015 году, говорит генеральный директор Трансмашхолдинга Андрей Андреев, завод сможет удвоить объемы производства — 600 секций двенадцати типов электроподвижного состава в год. Таким образом, речь может идти об удовлетворении примерно трети ежегодной потребности железнодорожного монополиста в локомотивах.

Вытягивать экономику области на запланированные показатели предстоит также таганрогскому котлостроительному заводу «Красный котельщик» (75% акций владеет ОАО «ЭМАльянс», близкое к МДМ-банку). Заводу, можно сказать, повезло — на нем очень вовремя приступили к модернизации производства, что вывело его в положение монополиста по многим видам котельного и водонагревательного оборудования. К тому же предприятие оказалось готово подключиться к программе переоснащения электростанций, на тот момент объявленной руководством теперь уже несуществующего РАО «ЕЭС России».

Что собой представляет российский рынок модернизации электромощностей? Износ оборудования энергокомпаний, говорит генеральный директор таганрогского котлостроительного завода Леван Дзигуа, достигает 60–80%. По плану реконструкции РАО до 2020 года энергетики должны ввести в строй около 54 ГВт угольных котлов и 74 ГВт парогазовых установок (ПГУ). До 2010 года энергетики собираются потратить на модернизацию своих активов 2,1 трлн рублей, почти половина из этой суммы пойдет на генерацию.

Так что перед «Красным котельщиком», так же как перед НЭВЗом и, соответственно, властями области, открывается вселяющая большие надежды перспектива: владельцы компании намерены набрать в свой портфель не менее 50% заказов, если, конечно, сумеют нарастить свои мощности. Г-н Дзигуа утверждает, что даже на существующих мощностях его предприятие способно удвоить объемы производства с 25 тыс. до 50 тыс. тонн продукции в год.

Третий лидер, на которого рассчитывают составители среднесрочной программы развития области, — ОАО «ТагАЗ». В кризисные 90-е годы, когда строился этот завод, мало кто верил, что из отверточного производства выйдет сколь-нибудь ощутимый толк. Завод строился под мечты — партнеров не было, а в тот момент казалось, что и не будет. Однако в 2001 году собственник предприятия ФПГ «Донинвест» заключила соглашение с южнокорейской корпорацией Hyndai Motor Company на сборку автомобилей. Начиная с этого времени и до наших дней завод произвел 150 тыс. автомобилей, постоянно наращивая выпуск. Только в прошлом году было продано почти 80 тыс. авто четырех модификаций. Мечта компании — 120 тыс. автомобилей к 2011 году. Это вполне реально, учитывая, что ежегодный рост производства превышает 30%, а емкость отечественного рынка столь велика, что «таганрогские иномарки» и в таком количестве разойдутся.

Сегодня ТагАЗ собирает уже не только легковые седаны, но и внедорожники, грузовики и микроавтобусы, которыми, кстати, в компании хотят попытаться потеснить «Газели».

В прошлом году руководство компании подало заявку в министерство экономического развития на получение статуса предприятия, работающего в режиме промышленной сборки. Цель этого шага — получить льготный режим на ввоз комплектующих, что выровняло бы позиции ТагАЗа с другими сборщиками и прежде всего с заводом Ford во Всеволожске, а также строящимися предприятиями GM, Nissan, Tоyota в Петербурге, которые получили региональный статус стратегического инвестора (инвестиции от 3 млрд рублей), освобождение от налогов на имущество на пять лет и более низкую ставку налога на прибыль.

За это компании должны увеличивать долю российских комплектующих в своих машинах. Ford, например, к 2006 году должен был локализовать производство на 40%, а в 2007-м — на 50%. По мнению российского руководства, этого не произошло, и компании предъявляются претензии. На Ford считают иначе, оперируя не физическими объемами российских поставок, а себестоимостью продукции. Можно предположить, что после недавней забастовки рабочих всеволожского предприятия уровень локализации повысился.

О повышении доли произведенных в России комплектующих до 30% говорят и на ТагАЗе, но едва ли льготы можно считать достаточным мотивом, чтобы добиться этого.

Впрочем, в том, что сборщики не выполняют требование, по большому счету, не их вина: налаживание производства качественных комплектующих в России еще только в начале пути, хотя уже есть примеры выпуска довольно сложных агрегатов.

Опорной компанией может стать также «Ростсельмаш» (собственник ПС «Новое содружество»), после долгого периода застоя демонстрирующий рост поставок комбайнов, а также вертолетостроительный ОАО «Роствертол», получивший от ВВС России заказ на перевооружение до 2015 года вертолетного парка боевыми ударными Ми-28Н (до 300 машин). Первые 50 из них принесут вертолетостроителям порядка 600–700 млн долларов. А учитывая, что «Роствертол» вошел в госкорпорацию «Оборонпром», можно надеяться, что заказами на ближайшие годы, как и средствами на модернизацию производства, ростовский завод будет обеспечен.

Всем этим локомотивам донской экономики предстоит потянуть за собой и смежников, и показатели валового регионального продукта, увеличив их на 323,8% к 2020 году по сравнению с 2005-м.

…зоны привлекут…

Основные инвестиционные ожидания областного руководства связаны с созданием на Дону пяти производственно-промышленных зон (ППЗ) с привлечением туда ведущих мировых производителей в качестве якорных резидентов. Кое-какие договоренности уже достигнуты. Pepsi-Co готова построить в Юго-Восточной Азовской ППЗ завод по производству чипсов. Стоимость проекта свыше 100 млн долларов. ООО «Руслегавто» (компания, близкая к ТагАЗу) планирует наладить там сборочное производство автомобилей либо китайской компании Chery, либо индийской Tata Motors мощностью 60 тыс. легковушек в год (150 млн долларов). Там же должны разместиться стекольные заводы AJC Flat Glass и Cristal-Glass. Ведутся переговоры со «Связь-Инжинирингом» о строительстве завода по производству печатных плат.

В Новоалександровской зоне резидентами, по замыслу донских властей, должны стать компания Coca-Cola (завод по производству безалкогольных напитков — 100 млн долларов) и «Юнимилк» (молкомбинат — 30 млн долларов). Кроме того, на последнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге донские власти подписали соглашение с американской компанией Ball Corporation на строительство завода по производству алюминиевых банок. Ожидается, что ВС вложит в строительство двух очередей завода 100 млн евро — сумму, которая позволила бы американцам стать еще одним резидентом Новоалександровской промзоны. Кроме них в ППЗ будут размещены комбинат специализированных жиров и маргарина агрохолдинга «Астон» и группа более мелких региональных предприятий.

В Южно-Батайской ППЗ обосновывается группа «Агроком», занимающаяся строительством мясокомбината (объем инвестиций в первую очередь предприятия — 80 млн долларов). Рассматривается вопрос о размещении в зоне логистических объектов компаний «Евразия Логистик» и «Евросиб-Девелопмент».

Ожидается, что якорем Красносулинской ППЗ станет компания Guardian, мировой производитель листового стекла для коммерческого и жилищного строительства, автомобильной промышленности и зеркал, которая за 180 млн долларов возведет там свой завод. Еще одним якорем становится отечественная группа компаний «Эстар» (строительство Южнороссийского электрометаллургического завода — 350 млн евро, модернизация «Экспериментальной ТЭС» — 11,5 млрд рублей в первый энергоблок).

В Октябрьской ППЗ основным действующим лицом выступает компания «Евродон» (строительство птицекомплекса по производству мяса индейки и заводы по производству металлоконструкций, горячей оцинковки, сэндвич-панелей и комбикормов — 70 млн евро). Там же разместится еще ряд предприятий по выпуску стройматериалов.

По утверждению заместителя губернатора области Юрия Андриади, для привлечения инвесторов донские власти готовы взять на себя финансирование строительства инженерных коммуникаций к этим зонам. В частности, в ближайшие три года из областного бюджета на строительство систем водоснабжения и водоотведения в Новоалександровской и Юго-Восточной Азовской промзонах власти планируют потратить 1,3 млрд рублей. Вопросы энерго- и газоснабжения промзон, по информации г-на Андриади, включены в инвестиционную программу «Ростовэнерго» и «Газпрома».

Серьезным прорывом в погоне за инвесторами стал подписанный на питерском форуме контракт с транснациональной компанией Lafarge SA, которая не только обязалась построить на Дону цементный завод мощностью от 2 млн до 4 млн тонн, но и увеличила сумму инвестиций в проект до 2015 года в шесть раз по сравнению со своими первоначальными планами потратить 150 млн долларов. С учетом второй производственной линии инвестиции вырастут до 800 млн долларов.

По прогнозам минэкономики Ростовской области, в 2008 году объем инвестиций в регион достигнет 125,3 млрд рублей, в 2009-м — 148,1 млрд, 2010-м — 174,2 млрд. Ожидаемый темп роста — не ниже 10% в год. А в течение ближайших пяти лет здесь надеются привлечь в общей сложности 60–70 млрд рублей, то есть к 2020 году по сравнению с 2005-м объем инвестиций должен увеличиться на 488,5%. Такое вливание не может не ускорить экономическое развитие региона.

…а игра распалит азарт

Игорная же зона «Азов-Сити», которая должна возникнуть на границе Ростовской области и Краснодарского края — по тысяче гектаров у каждого субъекта федерации, — даст как бы резервные средства. Областные власти даже заказали исследования перспектив развития зоны «Азов-Сити» известным консалтинговым агентствами «БДО Юникон Консалтинг» и Spectrum Gaming Group. По мнению исследователей, в случае успешности проекта внутренний региональный продукт Ростовской области вырастет дополнительно на 14–29% к 2010 году. Правда, чтобы получить такой прирост, придется вложить в зону более 23 млрд рублей. Впрочем, основная часть — из федерального бюджета и компаний, специализирующихся на организации такого вида досуга.

По расчетам консультантов, в ближайшие годы посетителями «Азов-Сити» будут в основном жители Юга России — примерно 475 тыс. человек. В перспективе — за счет регионов, расположенных в трех часах лета до «Азов-Сити». В этом случае клиентская база расширится до 18 млн человек, а валовой доход от игорного бизнеса достигнет примерно 42 млрд рублей в год.

По оптимистическому сценарию совокупные налоговые поступления в Ростовской области от игровой зоны в 2008–2022 годах составят 198,5 млрд рублей. По консервативному сценарию — 74 млрд рублей. А губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил недавно, что поступления в бюджет региона от его части игровой зоны увеличат общие доходы региона в десять раз. Другими словами, и у краснодарцев разыгрались нешуточные аппетиты.

Однако столь высокая прибыльность «Азов-Сити», говорят в «БДО Юникон Консалтинг», возможна только в случае создания на Азовском побережье мощного туристического комплекса. При миллионе туристов в год здесь будет оставаться примерно 25 млрд рублей. Однако принимать участие в финансировании строительства туристического комплекса государство пока не думает, поэтому более реальным выглядит пессимистический вариант доходности игорной зоны: не всякий человек станет тратиться на перелет только ради того, чтобы проиграться.

Модное веяние

Вес высокотехнологичных отраслей в экономике Ростовской области, несмотря на значительный научно-технический потенциал, невелик. По прогнозам на 2008 год объем отгруженной инновационной продукции будет равен 14,1 млрд рублей, что в валовом региональном продукте чуть превысит 3%.

Однако в соответствии со Стратегией развития региона до 2020 года предполагается реализовать целевую программу развития инновационной деятельности с финансированием более 30 млн рублей из областного бюджета. Деньги пойдут на инфраструктуру, появление которой должно создать необходимые условия для инновационного развития — от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции. Базой должен стать недавно созданный Южный федеральный университет и современный научно-технологический парк, которого пока еще нет.

Именно новые технологии и промышленные предприятия, по замыслу руководства области, должны заложить основу экономики будущего Ростовской области. В такой комбинации они видят стабильность и возможность увеличить доходную базу бюджета до 78,4 млрд рублей в 2009 году и до 90,5 млрд — в 2010-м, то есть с ежегодным 20-процентным приростом. С такими темпами к 2010 году объем поступлений в донскую казну должен увеличиться на 85% по сравнению с 2007 годом.

При этом одним из следствий проводимой экономической политики станет, по оценкам экономистов, изменение структуры ВРП области: сократятся доли сельского хозяйства и строительства, но вырастет вес услуг — транспортно-логистических, финансовых, страховых, образовательных и проч. В течение ближайших четырех-пяти лет будет стремительно развиваться сектор торговли, оптовой и розничной, а вот доля промышленности, которая должна поднять экономику, останется на нынешнем уровне.

Ростов-на-Дону