Некоторые издержки народовластия
О том, как связаны демократизация государств-наций и практика массового уничтожения людей, рассказывает известный американский социолог Майкл Манн

История ХХ века в значительной степени стала историей конфликтов, многие из которых имели межэтнический характер. Этнические конфликты радикально изменили характер войн. В бойню вместе с армиями попало и гражданское население, подвергшееся массовым убийствам, пыткам и депортациям. В некоторых случаях государство со всей своей политической, экономической и военной мощью проводило этнические чистки против собственных граждан.
Американский социолог Майкл Манн — автор теории, согласно которой массовые этнические конфликты стали расплатой современного мира за процесс демократизации. В своей книге «Темная сторона демократии: объяснение этнических чисток» (2005) Манн выдвигает тезис, что этнические чистки и геноцид — часть эволюции современных демократических национальных государств. В странах с более развитыми политическими институтами процесс строительства национального государства проходил более спокойно. Там же, где политические институты формировались одновременно с формированием нации, возникала почва для множества межэтнических распрей.
И хотя теория Манна не объясняет некоторых наиболее чудовищных проявлений этнических чисток и геноцида, она выглядит вполне правдоподобной для многих государств Европы, Азии и Африки, имевших темные страницы в своей недавней истории.
А кто такой «народ»?
— ХХ век стал временем массовой гибели людей в огромных масштабах. При этом убийства часто были направлены против гражданского населения. Почему так произошло?
— Первая и главная причина в том, что в прошлом веке росла и распространялась «демократия масс», когда в правительство входили разные слои населения. Напомню, что в XIX веке правительства состояли сплошь из элит, в крайнем случае из мужчин среднего класса, имевших право голоса. ХХ век дал политические права всем взрослым. В некотором смысле это поставило проблему. Потому что если политическая система основана на народной власти, то встает вопрос, кто, собственно, является народом?
По мере развития национализма в ХХ веке возникают ситуации, когда в одной стране появляется больше одного «народа» — если определять это понятие через этнические, лингвистические и религиозные группы. И все эти «народы» могут претендовать на одну и ту же территорию. В таком контексте демократизация становится более сложной.