Что рыба, что корова

Русский бизнес
Москва, 18.08.2008
«Эксперт» №32 (621)
Выход из топливного кризиса российские рыбаки видят в изменении действующей системы налоговых сборов. Но государство пойдет им навстречу только лишь на условиях решения проблемы модернизации флота

Наступивший кризис в рыболовной отрасли стал главной темой обсуждений прошедшего на днях на Камчатке выездного заседания рыбохозяйственного комплекса России. Причина кризиса — рост цен на топливо. Сегодня тонна дизеля, а именно его использует большинство судов рыбопромыслового флота, обходится вдвое дороже, чем год назад: за это время цены поднялись с 14 до 34 тыс. рублей. Горючее составляет примерно 30–40% от стоимости готовой продукции, при этом отпускные цены на рыбу остались практически на прежнем уровне. По прогнозам Ассоциации добытчиков минтая, валовая выручка российской рыбной отрасли в 2008 году будет около 160–170 млрд рублей, из них 50 млрд уйдет на оплату топлива. Предварительные масштабы потерь, которые понесут рыбаки в текущем году из-за такой дороговизны, — 25–27 млрд рублей.

В этих условиях рыбакам становится невыгодно ловить дешевые виды рыб и заниматься переработкой, а отдельные компании и вовсе отказываются выходить в море. Так, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в настоящее время работает 459 судов — на 50 меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Субсидии в обмен на модернизацию

Российские рыбаки не единственные, кого постигло подобное бедствие. Сегодняшний топливный кризис охватил многие страны, он третий за последние полвека — и каждый раз сопровождался значительным уроном для мирового рыболовства. Первый пришелся на 1973–1975 годы и был спровоцирован резким скачком цен на нефть, тогда общий вылов биоресурсов сократился на 10% — с 70 млн тонн до 63 млн. Второй захватил 80-е годы, когда вместо 85 млн тонн стали вылавливать на 5 млн тонн меньше. Сегодняшняя цифра мирового улова примерно 92 млн тонн. Оглядываясь на предыдущий опыт, можно с грустью констатировать, что если не предпринимать радикальных мер, то к 2010 году текущий топливный кризис обернется снижением мирового вылова биоресурсов до 88 млн тонн.

Реакция иностранных рыбаков на ситуацию различна. По Японии прокатилась волна массовых забастовок. Во Франции рыбаки начали громить супермаркеты, обращаясь к правительству с призывами немедленно урегулировать цены. Свое недовольство выразили рыболовы Бельгии, Испании, Португалии. На данный момент более двадцати стран начали субсидировать свои рыболовные отрасли, в частности, японские власти приняли решение о предоставлении национальному рыболовству финансовой помощи в размере 74 млрд иен.

Российские рыбаки поддерживают зарубежных коллег в более спокойной манере: сегодня пока только обсуждаются возможные пути выхода из кризиса. Однако общее положение отрасли намного сложнее, чем в других странах. Слабое место отечественного рыболовства — низкий уровень технической оснащенности флота, что отражается на затратах топлива. Например, российские рыбопромысловые компании, решившиеся на вылов тонны трески, должны потратить при этом 400 кг дизельного топлива, в то время как в Норвегии в аналогичном случае расходуется 200 кг топлива. Понятно, что ни о какой равной конкуренции речи быть не может.

Несовременный флот — н

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (621) 18 августа 2008
    Война в Грузии
    Содержание:
    Непропорционально убедительная победа

    Российская операция по принуждению Грузии к миру оказалась наиболее успешной военно-политической акцией России за всю постсоветскую историю

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама