Немецкая волна

Международный бизнес
Москва, 18.08.2008
«Эксперт» №32 (621)
Рост цен на энергоносители существенно повысил привлекательность европейского речного транспорта. В ближайшие годы реки и каналы Германии могут стать главными транспортными путями Европы — если немецкое правительство решится модернизировать национальную водную транспортную сеть

«С точки зрения энергозатрат перевозки грузов речным транспортом на 62 процента более эффективны, чем перевозка товаров грузовиками, и на 35 процентов более эффективны, чем использование железнодорожного транспорта», — рассказывает исполнительный директор немецкого Cоюза речного транспорта Йенс Шванен.

Он явно воодушевлен: еще вчера казалось, что речные контейнеровозы и сухогрузы навсегда уступили место авиационным, железнодорожным и автомобильным перевозчикам, доставляющим грузы по гораздо более гибким графикам и за существенно меньшее время, но стремительное подорожание энергоносителей вдохнуло новую жизнь в речную транспортную сеть.

Сегодня немецкий речной грузовой флот, насчитывающий около 2300 судов, перевозит более 250 млн тонн грузов в год — это абсолютный рекорд отрасли за всю ее историю.

Речные суда, курсирующие между более чем полусотней внутренних грузовых гаваней страны, перевозят грузы на основную дистанцию, предоставляя автомобилям и железной дороге проехать лишь конечный участок пути. Спрос на речные грузовые перевозки достиг такого уровня, что нередки случаи использования на водных трассах кораблей, чей возраст превышает 60, а то и 70 лет — даже эти старые и малоэффективные суда оказываются более выгодными с точки зрения энергозатрат на перемещение единицы груза, чем самые современные и экономичные грузовики.

Под завязку загружены заказами и строящие грузовые суда немецкие верфи: каждый год в стране со стапелей сходят от 40 до 60 речных грузовых кораблей, больше сотни проходят глубокую модернизацию. В частности, оборудуются дополнительным корпусом, позволяющим перевозить экологически опасные грузы. Согласно планам немецкого правительства, к 2018 году по рекам Германии будут ходить только безопасные суда с двойным корпусом.

Нация речников

Все чаще немцы вспоминают, что исторически они являются именно речной, а не автомобильной или железнодорожной державой, как казалось последние десятилетия. В самом деле, на Германию приходится почти 30% из 25 тыс. км европейских транспортных водных артерий.

Для сравнения: протяженность немецких автобанов составляет лишь 20% от общей протяженности скоростных европейских дорог, насчитывающих более 60 тыс. км. А протяженность немецких железных дорог — всего 17% от европейской железнодорожной сети в 200 тыс. км.

Только по одной Эльбе за прошлый год было транспортировано 18,6 млн тонн грузов. Их перевозило свыше 26 тыс. грузовых кораблей, большинство из которых разгружалось и загружалось в гавани Гамбурга — главном порте Германии, являющимся вторым по контейнерному грузообороту портом Европы (после Роттердама). Хотя Гамбург находится в 100 км от побережья моря, он считается морским портом и одновременно является перевалочным пунктом между океанскими линиями и речными дорогами Европы. В мировой табели о рангах Гамбург занимает почетное девятое место среди контейнерных гаваней, объем перевезенных через него грузов составил в прошлом году 140 млн тонн, что на 64% выше, чем в 2000 году. Во многом этот рост

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (621) 18 августа 2008
    Война в Грузии
    Содержание:
    Непропорционально убедительная победа

    Российская операция по принуждению Грузии к миру оказалась наиболее успешной военно-политической акцией России за всю постсоветскую историю

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама