Отлетались

Международный бизнес
Москва, 18.08.2008
«Эксперт» №32 (621)
Дорогая нефть вызвала глубокий кризис в мировых воздушных перевозках. Отрасль ждут банкротства, консолидация и конец бума дешевых авиабилетов

Нынешний год стал рекордным по числу банкротств авиакомпаний. За неполные восемь месяцев обанкротилось почти три десятка предприятий: от гавайской Aloha до итальянской Alpi Eagles, от новых авиаперевозчиков бизнес-класса, таких как британская Silverjet, до легенд отрасли, таких как венесуэльская Aeropostal. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), это в три-четыре раза больше обычных среднегодовых показателей.

Те, кто пока избежал банкротства, столкнулись с серьезными проблемами. По результатам первого полугодия снижение прибыли на 50–80% было отмечено не только у лидеров отрасли, но и у малобюджетных авиакомпаний, таких как Ryanair или EasyJet, ранее успешно справлявшихся с цикличными замедлениями в отрасли. Результат — многие авиакомпании решили сократить зимой часть маршрутов: при столь дорогом топливе дешевле держать самолеты на земле.

Вообще, нынешний шок от нефтяных цен ведет к серьезным переменам в отрасли. Чтобы остаться на плаву, авиаперевозчикам придется сливаться, сокращая издержки. А многие мелкие игроки и вовсе исчезнут. Снижение же конкуренции на фоне растущих издержек означает только одно: рост цен на билеты.

В большом минусе

Согласно оценкам IATA, в июне число пассажиров в мире росло самыми медленными темпами за последние пять лет: июньские 3,8% — самый низкий показатель со времен эпидемии атипичной пневмонии весной 2003 года, когда в азиатском регионе авиаперевозки в течение нескольких недель практически не осуществлялись. Темпы роста оказались ниже, чем в последние 12 месяцев (5,4%).

«Авиационный сектор находится в кризисе. Убытки могут достигнуть 65 млрд долларов, что означает полную ликвидацию прибыли, полученной авиакомпаниями в 2007 году. Снижение спроса и повышение цен серьезно меняют отрасль!» — заявил глава IATA Джованни Бизаньяни.

Главная причина убытков — подорожание нефти и авиационного топлива. Еще в 2005 году средняя цена барреля нефти составляла 54,5 доллара, в июле же она выросла до 147,5 долларов. Если в 2003 году мировые авиакомании тратили на топливо всего 44 млрд долларов, то в 2007 году — 136 млрд долларов. В нынешнем году, в зависимости от того, как поведут себя цены на нефть, затраты на авиатопливо составят от 176 до 189 млрд долларов.

Оборот мирового авиационного транспорта сегодня превышает 520 млрд долларов, но расходы на топливо, с 2003 года увеличившиеся с 16 до 35% от всех издержек, стали тянуть авиаотрасль на дно.

«Несмотря на то что цены на нефть снизились с пиковых значений до 111 долларов за баррель, они все равно оказалось значительно выше, чем авиакомпании закладывали при финансовом планировании. После того как цены перевалили за 80 долларов за баррель, многие компании перестали использовать механизм хеджирования, предположив, что цены будут падать. Но этого не произошло, и авиаперевозчики столкнулись с серьезными проблемами», — рассказал «Эксперту» Питер Моррис, старший экономист консалтинговой компании Ascend.

Жертвы кризиса

Среди

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (621) 18 августа 2008
    Война в Грузии
    Содержание:
    Непропорционально убедительная победа

    Российская операция по принуждению Грузии к миру оказалась наиболее успешной военно-политической акцией России за всю постсоветскую историю

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Реклама