Дочки за шесть миллиардов

Русский бизнес
Москва, 25.08.2008

«Российские железные дороги» (РЖД) объявили на прошлой неделе, что совет директоров компании предварительно одобрил продажу 50% минус две акции своей дочерней компании ОАО «РЖДстрой». Несколько лет назад РЖД создали ее для усиления конкуренции в строительном комплексе. Продажа акций будет осуществляться путем частного размещения среди ограниченного круга российских и иностранных инвесторов, которое запланировано до конца 2008 года. Организаторы размещения — инвесткомпании «Тройка Диалог» и «АрСиЭф (Раша) Б. В.» (подразделение инвестиционного банка «Ротшильд»).

В составе «РЖДстроя» 19 строительно-монтажных трестов, расположенных по всей сети российских железных дорог. Общая выручка по выполненным строительно-монтажным работам и реализованной промышленной продукции в 2007 году составила 38,9 млрд рублей. Некоторые аналитики оценивают стоимость компании в 0,8–1 млрд долларов. Таким образом, транспортная монополия от продажи пакета своего строительного подразделения планирует выручить 400–500 млн долларов.

Надо сказать, что в течение двух с половиной лет РЖД собирается получить для своего развития не менее 6 млрд долларов, и как раз за счет продажи акций дочерних компаний. В этом году монополия уже заработала от продажи активов более 455 млн долларов — 320 млн за счет 15% акций «Трансконтейнера» и свыше 135 млн за 13 проданных вагоноремонтных депо.

На очереди две продажи — до 20% акций «Трансконтейнера» через механизм IPO на российской бирже и продажа блокпакета компании «Элтеза» стратегическому инвестору. От реализации только этих двух активов РЖД рассчитывает выручить до 400 млн долларов.

Распродажа сервисных структур РЖД — знаковое явление. Так, к примеру, компания «Элтеза» (ОАО «Объединенные электротехнические заводы») объединяет под своим началом восемь электротехнических заводов в западной части России и занимается проектированием, разработкой и производством систем автоматики, телемеханики и связи для эксплуатационных потребностей железных дорог. «Элтеза» тоже 100-процентное дочернее общество РЖД. Около 94% от общего объема продукции закупает сам монополист. По мнению большинства аналитиков, РЖД заинтересовано, чтобы основные обслуживающие монополию активы купили иностранцы. И у тех действительно есть интерес к нашему рынку. Так, аналитик инвесткомпании «БрокерКредитСервис» Михаил Сайно среди основных претендентов на покупку «Элтезы» называет таких мировые гигантов, как Siemens, Bombardier, Alstom и Finmeccanica. Продав пакет одному из них, РЖД убьет сразу двух зайцев, замечает аналитик ИК «Кит Финанс» Денис Соколов — получит часть денег для проведения в жизнь своей масштабной инвестпрограммы (13 трлн рублей до 2030 года) и доступ к новым технологиям, который, учитывая амбициозные планы по реконструкции и модернизации наших железных дорог, актуален как никогда.

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №33 (622) 25 августа 2008
    Налоги
    Содержание:
    Последний довод бухгалтеров

    Министерство финансов пророчит коллапс бюджетной и пенсионной системы. Единственная цель этой страшилки — торпедировать инициативы Минэкономразвития по радикальному сокращению НДС

    Обзор почты
    Реклама