Керосиновый паралич воздушного союза

Повестка дня
Москва, 25.08.2008
«Эксперт» №33 (622)
Альянс AirUnion как никогда близок к краху. Долги его участников превысили 1 млрд долларов, в результате чего альянс не смог выполнить несколько десятков рейсов

Кризис охватил «Красэйр» во вторник 19 августа, когда в базовом аэропорту компании Емельяново местный ТЗК, принадлежащий компании «Сибирь Авиа Сервис» (САС), отказался заправлять самолеты AirUnion из-за долга в 170 млн рублей, тогда как по договору он не должен превышать 100 млн рублей. В результате САС приняла решение половину всех средств, поступающих от «Красэйр», забирать в счет погашения задолженности и лишь на вторую половину отпускать ей топливо. Это привело к многочасовым задержкам рейсов «Красэйра». Выход из ситуации был найден лишь после того, как авиакомпания перечислила САС дополнительно 6 млн рублей. Но это не помогло предотвратить коллапс.

Уже в среду 20 августа ситуация повторилась. Причем на сей раз заправлять самолеты всех компаний, входящих в AirUnion, из-за долгов отказались не только в Красноярске, но и в Москве, Норильске, Санкт-Петербурге и других городах страны. В общей сложности в среду было задержано более двух десятков рейсов. Самая драматическая ситуация сложилась в Домодедове. Здесь скопилось более тысячи пассажиров, некоторые из них просидели в аэропорту более суток, в какой-то момент они даже перекрыли дорогу к месту своего заточения. Авиакомпании не предоставили людям мест в гостиницах, более того, представители AirUnion их демонстративно игнорировали.

Страсти утихли лишь после обращения Росавиации к госкорпорации «Ростехнологии» — будущему мажоритарному акционеру AirUnion — с просьбой гарантировать оплату поставок топлива, что и было сделано. Это позволило авиакомпаниям альянса частично войти в расписание и продолжить полеты.

Тем не менее последствия кризиса для AirUnion могут быть самыми плачевными. Три авиакомпании альянса — «Красэйр», ДАЛ и «Самара» — уже получили от Росавиации предписание о неполном соответствии лицензионным требованиям в связи с задержкой рейсов. Это означает, что в следующий раз эти авиакомпании просто лишатся свидетельств эксплуатанта. Кроме того, они резко сократили зимнюю программу полетов альянса и ограничили продажу билетов, что в конечном итоге неминуемо приведет к потере доли рынка и к падению выручки.

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №33 (622) 25 августа 2008
    Налоги
    Содержание:
    Последний довод бухгалтеров

    Министерство финансов пророчит коллапс бюджетной и пенсионной системы. Единственная цель этой страшилки — торпедировать инициативы Минэкономразвития по радикальному сокращению НДС

    Обзор почты
    Реклама