Спиной к Москве

Культура
Москва, 25.08.2008
«Эксперт» №33 (622)

Имя Эдриана Тауза никому не известно — чернокожего певца с лицом и прошлым уличного бандита знают по прозвищу. Трики — с этой кличкой он вошел в историю музыки, став одним из патриархов «бристольского» трип-хопа, и под этим трейдмарком выступает и теперь, покинув родовую стилистическую нишу. Шесть лет назад он выступал на сцене МХАТа на Тверском почти в полной темноте; минувшим четвергом в клубе Б1 все желающие могли рассмотреть его анфас и со спины.

Трип-хоп в середине 90-х медленно и аккуратно перевернул поп-музыку, в прошлом десятилетии жившую и без того довольно бурной жизнью. Всосавший в себя, словно в воронку, музыку «черную» и «белую» — брейкбит, даб, хип-хоп, соул и даже джаз, трип-хоп к концу декады занял примерно то же место, которое за 20 лет до его появления занимала психоделическая музыка.

Медленный шагающий ритм, причудливое сопряжение звуков живых и семплированных — для своего времени отцы этого стиля стали новыми «Пинк Флойд». «Флойды» открывали новые грани чувственной выразительности в мире, который все еще слушал «Битлз» и героев Вудстока. Трип-хопу свою революцию пришлось проводить в мире, все еще слушавшем гранж и переживавшем смерть Курта Кобейна. Родиной гранжа был американский Сиэтл, местом рождения трип-хопа стал английский Бристоль: именно там появились на свет ныне известные на весь мир Portishead и Massive Attack — в последнем коллективе начинал свою карьеру и наш герой, позже выбравший сольную карьеру.

Музыка Трики всегда была, мягко говоря, мрачна — как и музыка всех его коллег-земляков, сделавших отчаяние основной эмоциональной краской трип-хопа. Причины этого легко понять из ответа идеолога Portishead Джеффа Барроу на вопрос одного из журналистов об атмосфере в его городе: «Однажды я вышел из своего дома и прямо у себя на крыльце увидел человека, умирающего от передозировки». Но даже в сравнении с творчеством невеселых коллег произведения Трики отличались феноменальным градусом агрессии и мрачности: его дебютный альбом Maxinquaye мог испортить настроение любому оптимисту в самый светлый летний день. Тауз активно тащил в трип-звук «черные» элементы — пропевал, проговаривал, шептал речитативы; только если у его заокеанских гарлемских собратьев «ритмическая американская поэзия» была формой строгой и бодрой отчетности, то Трики в своих речитативах был настоящим трагическим актером. Были ими и Portishead, и Massive Attack, но если у первых звук строился на почти романсовой грусти, у вторых — на кинематографичных хитах и неопинкфлойдовщине, то Трики выступал (по названию его третьего альбома) ангелом с грязным лицом; из его пластинок всегда била повышенного вольтажа энергия гетто.

Нынешний московский концерт был своего рода реваншем для тех, кто в 2002-м пришел на его выступление в МХАТ: прошлый визит, говоря прямо, прошел вкривь и вкось, над нынешним сошлись все августовские звезды. Шесть лет назад, отправляясь на свидание с кумиром, знакомым лишь по записям, зрители не очень знали, чего от него ожидать. Артист, в свою

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (622) 25 августа 2008
    Налоги
    Содержание:
    Последний довод бухгалтеров

    Министерство финансов пророчит коллапс бюджетной и пенсионной системы. Единственная цель этой страшилки — торпедировать инициативы Минэкономразвития по радикальному сокращению НДС

    Обзор почты
    Реклама