Общий взгляд сверху — очень общий

Общество
Москва, 01.09.2008
«Эксперт» №34 (623)
Главные проблемы массовой школы не экономические, а социальные и коммуникативные. Решать их надо немедленно, потому что уже почти поздно

Мужикам свойственно креститься, только когда гремит гром. Поэтому по проблемам образования ежегодно наблюдается два пика горячих обсуждений: в мае-июне, во время экзаменов, — и в августе-сентябре, ко Дню знаний. Второй бывает помажорнее: главы соответствующих ведомств рассказывают, какие новые победы на ниве просвещения намечены на стартующий учебный год. Если слушать, закрыв глаза, звучит неплохо. Но попробуем глаза — открыть.

ЕГЭ, чтоб ему

Что обычно обсуждается в мае? В последние годы — почти исключительно Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с окрестностями. Бранят качество экзаменационных тестов (почему-то каждый раз — с оттенком изумления); ужасаются числу двоек; обличают противоречие самой идеи ЕГЭ всему и вся — и так далее.

Что обсуждается в августе? Когда как. В этом году громче всего прозвучало напоминание о том, что с 01.01.2009 вступает в силу Закон о ЕГЭ. Общественности — и родительской, и педагогической — показали, что её блекотание так никого и не тронуло. С будущей весны все пять выпускных экзаменов у одиннадцатиклассников: русский язык, математика и три по выбору ученика — будут проводиться в форме ЕГЭ; вопрос закрыт и исчерпан. В известном смысле оно и правильно: сколько можно ходить по кругу? Осмотрим же итоги исчерпанной дискуссии.

Провозглашённые цели — в какой-то мере, так или иначе — достигнуты. Но качество материалов ЕГЭ оставляет желать лучшего — и это понимают все. Обещано, что тесты будут дорабатывать, как дорабатывают уже седьмой, а то и восьмой год. Но если люди за восемь лет не сумели разработать удобоваримый тест по предмету, которым занимаются профессионально, трудно ждать, что они вдруг преуспеют. Материалы по-прежнему будут дурными, писать ЕГЭ будут, уж во всяком случае, не лучше, чем написали нынче, — четверть или около того будут писать на двойки. Не потому что ЕГЭ, а потому что таково качество нынешнего образования.

Его можно не обсчитывать с точностью до шестого знака, достаточно прочесть две-три фразы из сочинений старшеклассников. «Действие комедии Ревизор происходит в наполеоновской России». «Пушкин и Билан в своих произведениях воспевают дружбу». «Роман Толстого “Война и мир” был создан для того, чтобы не было третьей мировой войны»… Впрочем, для демонстрации того, что люди, считающие себя россиянами, носителями языка и ментальности, плохо изъясняются на родном языке, годятся и опусы журналистов, по идее, профессионально сопрягающих слова: «Пятеро молодых людей бросили взрывное устройство в группу работавших у дороги проституток. В результате семеро девушек получили ранения» — это что?

Многие говорят, что в последние десятилетия российское общество осознало, в каком глубоком кризисе пребывает наша система образования. Боюсь, это слишком сильное утверждение; не все даже готовы признать результаты авторитетного международного исследования PISA. Те свидетельствуют, что качество российского образования неукоснительно снижается: 2000 год — 27-е место (из 57 стран), 2003 — 32-е, 2006 — 37-е. Так и живём.

Не у

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (623) 1 сентября 2008
    Абхазия и Южная Осетия
    Содержание:
    Операция «Мрачная решимость»

    Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия доказала, что является в полной мере суверенным государством

    Обзор почты
    Экономика и финансы
    Реклама