На уровне сопротивления

Павел Митрофанов
1 сентября 2008, 00:00

Во втором квартале 2008 года объем рынка доверительного управления впервые сократился в абсолютном выражении. Отрасль остро нуждается в новых импульсах роста и в прорывной стратегии развития

Российский фондовый рынок основательно трясет уже почти два года. Однако до сих пор управляющим компаниям удавалось разными способами повышать стоимость активов отрасли и поддерживать внушительные темпы роста. Частично — за счет эффективного управления, но в основном — за счет энергичных продаж и обеспечения постоянного притока новых средств. Однако с самого начала 2008 года жизнь УК не заладилась: Федеральная служба по финансовым рынкам задержалась с нормативной базой по фондам квалифицированных инвесторов — одной из главных надежд отрасли, фондовый рынок ушел в пике, а высокая инфляция стала заметно ухудшать результаты управления.

Непокоренная высота

По оценке «Эксперт РА», объем рынка доверительного управления на конец первого полугодия 2008 года составил 1,8 трлн рублей*, сократившись по сравнению с первым кварталом на 5%, до уровня начала года. Рынок не смог взять планку в 2 трлн рублей, при этом впервые аналитики агентства отметили уменьшение объема рынка по отношению к предыдущему периоду (см. график 1).

Сегмент коллективных инвестиций вырос за второй квартал 2008 года на 6%, и в результате стоимость чистых активов (СЧА) ПИФов превысила 842 млрд рублей. Рост рынку в очередной раз обеспечили закрытые фонды, чьи активы за второй квартал увеличились на 8%, достигнув отметки 685 млрд рублей. «Открытая» часть рынка коллективных инвестиций понесла потери. В период с апреля по июнь активы розничных ПИФов сократились на 4%, а с начала года — на 12%, до 158 млрд рублей (см. график 2).

Институциональный сегмент рынка (доверительное управление средствами страховщиков и негосударственных пенсионных фондов) смог устоять даже во время шторма. По оценке «Эксперт РА», объем резервов страховых компаний под управлением УК составил на конец первого полугодия 2008 года 30 млрд рублей. С начала года этот сегмент увеличился на 3% (примерно на 1 млрд рублей). Объем рынка доверительного управления пенсионными резервами НПФ составил на 30 июня 2008 года 465 млрд рублей, увеличившись за шесть месяцев на 8% (примерно на 35 млрд рублей). Объем пенсионных накоплений в доверительном управлении УК вырос за шесть месяцев 2008 года в 1,6 раза, до 42 млрд рублей.

Уже не впервые средства «институционалов» становятся для рынка управления активами надежной поддержкой. Но если прежде за счет средств страховщиков и пенсионщиков управляющим удавалось динамично развиваться, то теперь эти источники помогают лишь удержать взятые высоты и не потерять в объемах на фоне кризиса на финансовом рынке.

Период стремительного экстенсивного роста рынка доверительного управления закончился. Без качественных системных сдвигов сохранить высокие темпы и, более того, саму возможность роста и развития рынка уже не получится.

Системный рост

Главнейшая задача рынка на среднесрочную перспективу — переход от существующего инерционного развития к сценарию прорыва. Подобный путь согласуется как с идеей создания в РФ мирового финансового центра, предложенной ФСФР и поддержанной президентом, так и с задачами, перечисленными профессиональным сообществом в «Идеальной модели фондового рынка России на долгосрочную перспективу».

Реализация сценария прорыва должна позволить национальной системе коллективных инвестиций и доверительного управления, с одной стороны, выступить основным аккумулятором среднесрочных финансовых ресурсов от населения и институциональных инвесторов, а с другой — в полном объеме выполнять социальную функцию, поддерживать рост благосостояния и материальной независимости граждан, снижать нагрузку на госбюджет.

Какие меры должны быть приняты? В первую очередь — расширяющие спрос. Серьезными лекарствами здесь могут выступить средства госкорпораций и бюджета (подробнее об этом см. «Новая надежда» в «Эксперте» № 22 за 2008 год). Использование инфраструктуры рынка коллективного инвестирования должно решить вопросы повышения эффективности и прозрачности распределения средств госкорпораций и госбюджета экономической системой, защиты этих активов от обесценения.

Также повысить спрос способно расширение доступного перечня финансовых инструментов для управляющих за счет ипотечных бумаг. Масштабные государственные планы по улучшению жилищной ситуации гарантируют постоянный рост объемов ипотеки и диктуют необходимость повышения ликвидности этого сектора через механизмы секьюритизации. В параллели с формированием рынка ипотечных ценных бумаг необходимо доработать нормативную базу для обеспечения притока инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, социальной инфраструктуры через механизм инфраструктурных облигаций. Система инфраструктурных облигаций и ипотечных бумаг позволит расширить перечень инструментов для инвестирования финансовых ресурсов с длинными рабочими горизонтами, в первую очередь — пенсионных накоплений, а также резервов страховых компаний, находящихся в управлении УК.

В долгосрочной перспективе расширение спроса должно произойти за счет более активного притока финансов населения в неспекулятивные области финансового сектора. Но для этого формат инвестиционных фондов должен обеспечивать возможности прозрачного и легитимного участия мелких инвесторов и в крупных проектах, в том числе в нацпроектах «Развитие АПК» и «Жилье». Успешная реализация такого механизма позволит превратить значительную часть населения в класс собственников, а также повысит стоимость национального богатства.

Поддержка спроса на услуги доверительного управления активами должна сопровождаться улучшением качества услуг УК. Здесь приоритетным направлением может выступать создание риск-ориентированной системы функционирования отрасли.

Присутствие института риск-менеджмента должно стать обязательным требованием к управляющим. Причем риск-менеджерам следует обладать высокими полномочиями с точки зрения влияния на принятие инвестиционных решений, а эти полномочия и статус надлежит закрепить во внутренних документах УК. Типовые регламенты, определяющие полномочия и статус риск-менеджеров, могут разрабатываться рабочей группой, объединяющей представителей рынка, СРО, регулятора, рейтинговых агентств, аудиторов и консультантов.

К 2020 году российский рынок коллективных инвестиций должен значительно увеличить свой вес по отношению к ВВП страны, стать важнейшим инфраструктурным звеном в финансовой системе РФ, а по количественным параметрам — войти в число пяти-семи крупнейших национальных финансовых рынков (см. график 3).

* Данные очередного квартального мониторинга деятельности УК от «Эксперт РА». Совокупная стоимость активов под управлением УК-участников превысила 1,7 трлн рублей. В опросе приняли участие 120 управляющих компаний, под управлением которых, по оценке агентства, сосредоточено около 90% активов рынка.

Сценарий прорыва — ключевой элемент Концепции развития финансового рынка России до 2020 года, совместно разработанной рейтинговым агентством «Эксперт РА» и Ассоциацией региональных банков «Россия» под эгидой Общественной палаты РФ. Этот проект призван представить целостное видение будущего отечественной финансовой системы и всех ее составных элементов — отдельных рынков.

Конечная цель документа — определить стратегическое понимание прорыва в развитии финансового рынка. Рынок коллективных инвестиций и доверительного управления активами, как важный и социально значимый сектор финансового рынка, выделен в концепции в самостоятельный раздел.