Здравый смысл на базе ЭВМ

Дарья Денисова
1 сентября 2008, 00:00

«Записки автоматизатора» Андрея Орлова — не только хорошее, написанное без лицемерия и с юмором пособие для айтишников и их заказчиков, но и способ расширить свой кругозор для всех остальных

Удавшаяся бизнес-книга отвечает нескольким критериям. Автор — ас в своем деле. У него богатый опыт и внушительный послужной список. У него наболело, и книгу он написал не потому, что попросили, а потому, что молчать больше не в силах. Хорошо бы еще, чтобы читатель узнал в ней себя, свои проблемы, а также начальника, клиента и их проблемы. Разумеется, автору следует владеть искусством говорить просто о сложном. Наконец, помимо узкоспециализированной информации в хорошей бизнес-книге должно быть что-то еще, более высокого порядка. Мораль, что ли...

Руководство «по внедрению компьютерной системы учета чего бы то ни было в любой компании», написанное опытным программистом и ИТ-менеджером Андреем Орловым, удовлетворяет всем этим критериям. Да и тема актуальности не потеряет в ближайшие лет пятьдесят — даже если в вашей компании уже давно внедрено ИТ-нечто, его все равно нужно администрировать, время от времени латать, а когда-то, возможно, придется и поменять. Язвительный стиль изложения (наболело, в самом деле) и вовсе делает «методичку» чем-то вроде увлекательной сатирической производственной повести.

Формально это действительно руководство по внедрению некоей КИС в некоей компании. Орлов — компьютерщик с тридцатилетним стажем, и книга его рассчитана на профессионалов и тех, кто хочет им стать. Таковые найдут здесь в первую очередь пошаговый путь разработчика в компании. Что узнать, прежде чем соглашаться на проект, что оговорить при этом (кроме размера зарплаты, хотя и это важно), какие существуют разновидности предприятий и типы руководителей, как быстро разобраться в устройстве и функционировании компании-заказчика. Автор дает полезные советы (в главе «Интерфейс пользователя: что такое хорошо» автор, в частности, напоминает, что у пользователей бывает плохое зрение, поэтому тестировать интерфейсы нужно в том числе в режиме крупных букв) и не забывает упомянуть о граблях, на которые можно наступить (к примеру, «грабли демократические» — ляпы разработки, в результате которых в системе доступа образуются дыры, что, ясное дело, чревато безнаказанным криминалом). Все это перемежается многочисленными случаями из жизни вполне конкретных программистов и компаний, а в конце Орлов еще и балует читателя афоризмами и профессиональными анекдотами из своих «записных книжек периода внедрения». Рядовой айтишник получает бесценную возможность поучиться на чужих ошибках; для CIO книга вряд ли будет основной, но тем не менее наверняка окажется небесполезной.

Однако такая трактовка сузила бы аудиторию потенциальных читателей до ИТ-специалистов и студентов старших курсов профильных вузов. Что было бы весьма обидно, поскольку остальные упустили бы возможность расширить картину мира. В конце концов, чуть ли не каждый сотрудник компании пускай и не айтишник, но пользователь ИТ-системы (часто — недовольный) и время от времени имеет дело с теми, кто по долгу службы поддерживает ее функционирование. Процесс это негладкий — недаром анекдотам о взаимоотношениях юзеров с админами несть числа, а ведь многих стычек удалось бы избежать, если бы уважаемые стороны удосужились предварительно подумать: а не прав ли, часом, визави? А уж заказчику системы, сиречь руководителю компании или одного из ее подразделений, тем более стоит выкроить время на чтение «Записок автоматизатора». Как минимум он получит редкую возможность понять, что творится в голове у айтишника и как выглядит процесс внедрения искомой системы, так сказать, изнутри, попутно посмеиваясь над производственными байками. И станет лучше понимать людей, которые систему эту устанавливают. При каких условиях они согласятся на проект, что захотят оговорить особо, как ставить им задачу и чего вообще можно требовать от них и от желанной системы при том состоянии дел, которое есть на данный момент.

Рискуя чуть переборщить с пафосом, можно резюмировать: книга дает возможность несколько развить «объемное зрение», системное мышление и банальный, но от этого не менее ценный здравый смысл.

Абсолютное большинство айтишников и заказчиков всех рангов, ознакомившихся с трудом Орлова, признавали пользу его советов. Правда, только в частной беседе: сказался-таки язвительный тон автора, не пощадившего ни программистов, ни пользователей, ни солидные программные продукты известных компаний — всем досталось. «Мы — обслуга и должны сделать работу пользователя более эффективной и удобной. Причем по возможности делать это незаметно, как хороший официант или уборщик, а не пытаясь выставить себя пупом земли», — напоминает он программистам и тут же учит строить «пользователеустойчивую» систему, какой бы пользователь ни попался на этот раз (тут краснеют юзеры). В интернете опубликованные фрагменты книги разобрали на цитаты (за изречение «Результатом автоматизации бардака всегда становится автоматизированный бардак» Орлов заслуживает отдельной благодарности). А после того как автор выложил в Сеть сформулированный им для себя Моральный кодекс наемного работника, пошел слух, что никакого Орлова не существует, а кодекс-де придумали и запустили в Сеть хитроумные HR-менеджеры.

Ах да, мораль! Мораль есть. Для успеха общего дела (любого) необходимы скоординированные усилия самых разных людей, и каждый из них должен учитывать интересы остальных. Если кто-то недоволен кем-то, возможно, стоит не изощряться в нелестных оценках, а поднапрячься, понять позицию другого и объяснить свою. Кое-что растолковать, чему-то научиться. Результатом будет если не всеобщее счастье, то, по крайней мере, долгая и бесперебойная работа того, ради создания чего все и собрались.