Дефицит идет в массы

Всеволод Пуля
8 сентября 2008, 00:00

Ставший легендарным смартфон iPhone 3G производства американской Apple наконец добрался до России. Но сказать, что здесь его страстно ждут, уже нельзя

Как и во всем мире, контракты на продажу своих телефонов Apple заключила не с ритейлерами, а с операторами. О соответствующих соглашениях уже заявили и «Вымпелком» (бренд «Билайн»), и «МегаФон», и МТС. Продажи в нашей стране планируется начать в октябре. «МегаФон» уже дал всем желающим возможность заказать модное устройство на своем сайте. Что же оно собой представляет?

IPhone 3G — это уже вторая модель смартфона от Apple. Первая начала продаваться в США в конце июня 2007 года. Главной особенностью iPhone было наличие всего одной кнопки и большого сенсорного экрана, все операции на котором можно производить пальцами. Стилус, кнопки, мышь — все это посредники при взаимодействии с устройством. Хочешь увеличить фотографию? Потяни ее за уголки! Хочешь перелистать альбомы? Крутани их пальцем! Такая интимность не могла не воздействовать на подсознание и покупательский интерес.

IPhone 3G, поступивший в продажу 11 июля 2008-го, не утратил достоинств первого iPhone и, как видно из названия, получил возможность работать в сетях связи третьего поколения. Правда, в отличие от предшественника, он получил много негативных отзывов в прессе. Apple ругали за использование некачественного модуля 3G, нестабильную работу сервера с обновлениями программной начинки телефона, слабую батарейку, дорогие тарифные планы.

Последние действительно были одним из главных подводных камней при покупке аппарата. Apple использовала особую модель продаж: в каждой стране компания выбирает одного-двух операторов, которые будут продавать телефоны вместе с контрактом на несколько лет. Покупатели, таким образом, попадают в своеобразную кабалу (аппарат просто не воспримет сим-карту другого оператора), а сотовая компания выплачивает Apple процент от дохода с каждого абонента.

Несмотря на все это первый миллион iPhone 3G был продан всего за три дня. По данным исследовательской компании InvestorVillage, с начала года до конца августа Apple удалось реализовать 8 млн iPhone, 5,6 млн из них пришлись на iPhone 3G. Таким образом, общее количество проданных аппаратов первой и второй моделей составило 11,7 млн.

В США iPhone 3G с 8 Гб памяти и контрактом оператора AT&T стоит 200 долларов, с 16 Гб — 300 долларов. Британский сотовый оператор O2 продает 8-гигабайтные iPhone 3G с контрактом по 99 фунтов (фактически те же 200 долларов), 16-гигабайтные — по 159 фунтов. Ежемесячная абонентская плата в обоих случаях составляет около 60 долларов. Испанская Telefonica отдает iPhone с 8 Гб памяти за 269 евро, с 16 Гб — за 359 евро. Минимальная абонентская месячная плата при этом составляет 15 евро.

В тех странах, где продажа телефона с контрактом запрещена или ограничена законом, Apple пришлось убрать привязку iPhone к конкретному оператору и значительно повысить цены на аппарат (600–800 евро). Пока еще точно не известно, по какой бизнес-модели iPhone будут продавать в России, но в случае второго варианта не стоит ждать, что цена iPhone 3G в нашей стране составит менее 24 тыс. рублей, иначе телефоны будут покупать у нас и везти на перепродажу в другие страны. «Продажа телефонов с контрактом — нетрадиционная для нашей страны модель, — говорит Максим Савватин, аналитик iKS-Consulting, — но операторы в любом случае предложат вместе с iPhone специальные тарифы, в которых упор будет сделан на передачу данных, на GPRS-трафик, так как смартфон ориентирован на работу в интернете».

Но самое главное не цена — есть в России телефоны и подороже, а то количество, которое обязались продать наши компании. По условиям контракта с Apple операторы не имеют права разглашать подробности сделки, но, по неофициальной информации, игрокам рынка все уже известно. «Вымпелком» и «МегаФон» «подписались» продать по полтора миллиона трубок за два года, а МТС — миллион за три. Почти 2 млн аппаратов в год — конечно, не совсем уж невероятные цифры при общем объеме рынка 31 млн штук в 2007 году (по данным Mforum Analytics). Но если учесть, что iPhone может стоить около тысячи долларов, то тут уже получается совсем другая арифметика. Реализовать iPhone на 2 млрд долларов на рынке, объем которого составил в прошлом году 6,9 млрд долларов, — это уже задача на грани фантастики. Добавим, что лишь 40% из 31 млн проданных в 2007 году в РФ мобильников стоили дороже 7500 рублей (300 долларов).

Положение усугубляется еще и тем, что iPhone на самом деле новинкой для России не является. Хотя Apple создала искусственный дефицит на свой телефон, а главное, закодировала его так, чтобы он не мог работать в «чужих» сетях, не прошло и нескольких месяцев, как хакеры взломали защиту и реки взломанных iPhone потекли на вторичные рынки, в том числе в Россию. Телефоны везли (да и продолжают везти) просто в чемоданах, ведь стоимость четырех-пяти аппаратов не превышает таможенных нормативов на ввоз. Кто-то окупал таким образом поездку в США, а кто-то сделал на этом неплохой бизнес. Сейчас iPhone, который в США, напомним, стоит 200–300 долларов, в России можно купить за 20–50 тыс. рублей в зависимости от наглости продавца и объема встроенной памяти телефона.

В нашей стране, по оценкам Mobile Research Group, сейчас работает около 600 тыс. нелегальных «яблочных» телефонов первого поколения. Рынок уже пресытился серыми поставками, считает Максим Савватин. Хотя с точки зрения маркетинга момент вывода iPhone на российский рынок выбран удачно — на Новый год всегда приходится пик продаж, но затем операторы почти наверняка столкнутся с переизбытком, и тогда им придется снижать цены. Ведь за тысячу долларов можно продать только эксклюзивную модель, а не ту, которую уже можно увидеть у многих пассажиров метро. По мнению г-на Савватина, в будущем году операторы в общей сложности смогут продать от силы 500 тыс. iPhone 3G.