Вызов конуса

8 сентября 2008, 00:00

Шведская компания SKF Group построит в Тверской области завод по производству железнодорожных подшипников стоимостью 75 млн евро. Закладка первого камня в строительство завода состоялась на прошлой неделе. По словам представителя компании, пуск первой очереди производства намечен на начало 2010 года, и инвестиции к тому моменту составят 20–25 млн евро. Мощность первой очереди будет равна 150 тыс. буксовых узлов в год. Затем планируется расширение производства, которое обойдется SKF еще в 50 млн евро.

На заводе будут производиться так называемые TBU — буксовые конические подшипники кассетного типа. Сейчас в России и странах СНГ потребляются в основном цилиндрические подшипники, производимые Европейской подшипниковой корпорацией (ЕПК). Цилиндрические подшипники постепенно устаревают, и переход на TBU, по мнению экспертов, неизбежен. У конических подшипников есть ряд преимуществ по сравнению с цилиндрическими — более высокие прочностные характеристики, гораздо больший межремонтный срок службы, к тому же они проще в эксплуатации. Максимальная скорость поездов при применении конических подшипников может увеличиться до 300 километров в час.

В пресс-службе «Российских железных дорог» (РЖД) говорят, что они «полностью за переход на TBU, ведь весь мир уже на них ездит». И действительно РЖД уже закупили у Уралвагонзавода около тысячи вагонов на таких подшипниках в 2007 году и планируют закупить еще 2250 в нынешнем. Вениамин Шишков, заместитель главного инженера Уралвагонзавода, сообщил, что «сейчас эти вагоны уже запущены в общую сеть и никаких нареканий со стороны РЖД не было». Кстати, в этих вагонах используются как раз импортированные из Швеции подшипники от SKF. На крупнейшем в России заводе по производству пассажирских вагонов — Тверском вагоностроительном — используются также TBU производства ЕПК (в РЖД довольны и этой продукцией).

Потребление TBU в России пока небольшое и составляет, по данным ЕПК, примерно 25–30 тыс. штук в год. На каждый вагон устанавливается по восемь подшипников. Если РЖД полностью перейдет на новый вид подшипников, то только для производства грузовых вагонов (которых в России в 2007 году выпущено 39,7 тыс.) их потребуется 320–350 тыс. штук, и это без учета ремонтируемого вагонного парка. Так что даже по самым скромным прикидкам рынок стоимостью минимум в миллиард долларов (стоимость одного TBU составляет 10–13 тыс. рублей) — лакомый кусок для любого производителя подшипников.

В ЕПК, обеспечивающей сегодня до 80% потребностей РЖД в подшипниках, еще в конце прошлого года почувствовали, что могут потерять своего основного клиента, если не начнут производить TBU. И тоже организовали СП с одним из лидеров мирового рынка — американской Brenco. Завод на площадке ЕПК в Саратове начнет сборку конических подшипников уже в этом году. И как утверждают в компании, готов выйти на уровень производства в 100–120 тыс. TBU к началу 2010 года. И в ЕПК, и в SKF уверены, что рынка хватит на всех.